МАГИЯ СТОКГОЛЬМА
26 мая 2015 в 18:48, просмотров: 23247
МИР МУЗЫКИ, РЕК И КРЫШ…
Как бы мне хотелось прогуляться по крышам Стокгольма! Повезло все-таки Малышу, которому это удалось. В конце концов Карлсона можно ругать за что угодно, но в одном ему не откажешь — он умел осуществлять детские мечты. Согласитесь, подобная экскурсия могла бы превратиться в замечательное авантюрное приключение. А главное, до чего забавно было бы наблюдать за обычными гражданами, спешащими по своим делам или чинно прохаживающимися где-то далеко внизу…
Автор: Елена ШПИЗ
Стокгольм относится к городам, в которые непременно хочется вернуться. Местные жители уверяют, что ощущения всякий раз будут совершенно разными. Зимой в шведской столице столь же красиво, как и холодно, а летом исключительно красиво. Зимой можно наслаждаться рождественским настроением, если, конечно, не пугают знатные морозцы. Зато летом вся душа города-сказки нараспашку. Сплетенный из заливов, озер и островов, он полон исторических тайн, он интригует старинными замками, он умиротворяет стильными современными зданиями.
Приезжать в Стокгольм нужно минимум на неделю. Иначе успеете лишь наскоро пробежаться по набережным и музеям, толком ничего не рассмотрев. То ли дело, когда есть возможность никуда не спешить, и вы вольны свободно наслаждаться атмосферой шведской столицы – с летними концертами под открытым небом и людьми, которые раскованно танцуют на улицах и площадях…
Королевский дворец
Наше путешествие началось с королевского дворца. И почему-то первое, что впечатлило, – весьма необычные потолки. Расписные, навесные – эдакая дизайнерская изюминка, говоря современным языком.
Любители докучной роскоши, вероятно, были бы разочарованы. Никаких ярких цветов и золотых кистей. Общая атмосфера интерьеров спокойная, сдержанная. Никаких излишеств. Окна в залах и галереях плотно закрыты жалюзи.
Приятно бродить тут в жаркие солнечные дни, рассматривая уникальные экспонаты и представляя августейших особ разных эпох, которые прогуливались по длинным коридорам, погрузившись в раздумья.
То ли дело городская Ратуша – просторная, наполненная светом. С башней в 106 метров высотой, которую венчают три короны – древний символ Швеции. А наверх ведут 365 ступеней.
Строили Ратушу 12 лет – с 1911 по 1923 год – кирпичик к кирпичику. Всего ушло примерно 8 миллионов кирпичей, которые складывали по старинке, как средневековые церкви и монастыри. Однако мастерам, как рассказывают, щедро наливали добротного пива из местной пивоварни, и оттого им работалось вольготно и с душой.
Нобелевкий банкет
Архитектор Эстберг придумал уникальную систему проветривания Ратуши, используя естественные потоки воздуха. В потолке, напоминающем ладью, он сделал специальное отверстие – вентиляционный ход, который называют «Оком ветра», — для того, чтобы обеспечить беспрерывный поток воздуха, за счет которого в результате проветриваются помещения.
Именно в этой Ратуше, как известно, проходят банкеты в честь вручения одной из самых крупных премий мира – Нобелевской. Грандиозный прием проводится в так называемом «Синем зале», хотя на самом деле этот зал вовсе не синий. Дело в том, что изначально его и в самом деле собирались покрасить в цвет неба, однако архитектору Рагнару Эстбергу так понравился вид кирпичных стен, что он решил оставить все как есть. Вообще он был личностью своеобразной, за что и пострадал. К примеру, строя лестницу на второй этаж, Эстберг нещадно изводил любимую жену, гоняя ее вверх-вниз на высоченных каблуках и в длинном вечернем платье. А все ради того, чтобы идеально рассчитать высоту и ширину ступеней, дабы будущие гостьи ненароком не оступились. И лестница, как и следовало ожидать, получилась замечательная. Однако самому Эстбергу она далась слишком дорогой ценой, потому как супруга в итоге от него ушла. Едва ли она задумывалась над тем, что прекрасные дамы, которым в будущем посчастливится получить приглашение на один из самых престижных банкетов в мире, непременно оценят ее самопожертвование.
Любопытно, что «Синий зал» вмещает примерно 1350 гостей. Причем расстояние между столами и приборами на этих столах вымеряется до миллиметра. И накануне официанты в буквальном смысле носятся всюду с линейками, чтобы все было точно. Но главная особенность банкета в том, что обслуживаются многочисленные приглашенные с невероятной скоростью. Каждое движение официантов отработано до совершенства. А за право поработать на этом банкете борются тысячи шведских волонтеров!
Кстати, в Ратуше есть знаменитый ресторанчик, где можно отведать нобелевское меню за любой год.
Как оказалось, в стокгольмской Ратуше есть свой «Овальный кабинет», и очень часто там проводятся церемонии бракосочетания, особенно среди иностранцев. Преимущественно американцев — видимо, из-за названия. Очередь расписана чуть ли не на год вперед!
А по южной стороне Ратуши проходит знаменитая «галерея Принца», окна которой выходят на прелестное озеро Мэларен. В этом зале всегда проходили приемы. И, естественно, часть приглашенных оказывалась лицом к огромным окнам с видом на набережную, в то время как другая половина упиралась взором в стену. И вот тогда эту стену решили расписать живописными картинами, дабы как-то утешить менее везучих гостей.
Расписывал же стену собственноручно принц Евгений — брат короля Густава V. Отсюда и название «галерея Принца». Надо сказать, его высочество был крайне самокритичен, с легкостью уничтожая уже готовые фрески. Трудился он в итоге целых два года. Однако в конечном итоге оценил свою работу в баснословную сумму, городские власти даже растерялись. А впрочем, что они могли сказать: принц есть принц!
Однако самый роскошный зал Ратуши – «Золотой», украшенный мозаикой в византийском стиле, на которую было потрачено 10 килограммов чистого золота. Правда, при расчете мозаики художники не учли полуметровый выступ у основания стены. Поэтому часть картины получилась обрезанной. Но, что самое обидное, не хватило места на голову святого Эрика – покровителя Стокгольма! Однако Рагнар Эстберг со свойственной ему находчивостью придумал собственную легенду и сумел-таки достойно выйти из щекотливого положения. Каждый раз в интервью он говорил, что святого Эрика, согласно его житию, обезглавили. Поэтому мозаика была задумана именно так. Однако центральная фигура композиции – королева озера Мэларен шокировала всех, кто ее видел, ничуть не меньше. Первое время добропорядочные граждане даже опасались гнева главного духа озера, но вскоре народ ко всему привык. Тем более что нынешнего зрителя, адаптированного к прелестям современного искусства, подобной экзотикой не удивишь.
История затонувшего корабля
Если бы меня спросили, есть ли в Стокгольме музей, ради которого стоит не раздумывая отправиться в этот город, я бы скорее всего подумала о музее Vasa – своего рода мавзолее, в котором можно увидеть старинный погибший корабль, впервые спущенный на воду 385 лет назад!
Горькая ирония судьбы в том, что в каким-то смысле это судно сохранилось до наших дней благодаря нелепой и очень быстрой гибели. Роскошный корабль оказался слишком неустойчивым и затонул, отойдя от верфи всего на полтора километра. Спустя 18 минут после отплытия. Большая часть находившихся на палубе и в каютах пассажиров просто не успела спастись, хотя до берегов было рукой подать. Однако холодная вода увековечила их память, фактически «законсервировав» прекрасное судно.
Поднять гигантский корабль со дна пытались много раз, но удалось это сделать только 333 года спустя – в середине прошлого века. Каким-то чудесным образом шведские реставраторы восстановили прекрасное судно практически в первозданном виде. Однако содержится оно в таком холоде, чтобы не рассохлось дерево, что неподготовленного гостя в первый момент пробирает до костей. Входишь и будто кожей чувствуешь тяжелое дыхание трагической истории Vasa. А потом как завороженный рассматриваешь каждую деталь погибшего корабля.
Почему шведы не любят Карлсона?
Понятное дело, у каждого путешественника свои интересы. Но если вы отправляетесь в поездку с маленькими детьми, то их непременно стоит сводить в музей шведской писательницы Астрид Линдгрен – Юнибаккен, похожий на кукольный театр. Малыши будут в восторге. А главное, в отличие от взрослых скорее всего не примут близко к сердцу некоторые мрачноватые детали.
Честно скажу, когда мы парили в маленьком вагончике сквозь рукотворный лабиринт сказок, на душе было как-то странно. С одной стороны, дух захватывало от красоты: горы, звезды, сказочная речка… А с другой – нас погружали в бесконечно грустные сюжеты про удивительные места, в которые попадают детки после смерти. Причем все эти истории озвучивал глубокий женский голос, очень похожий на голос самой Астрид.
Разве что Пеппи Длинныйчулок и Карлсон выбивались из всей этой печали. Но проблема в том, что шведы почему-то не слишком жалуют очаровательного «мужчину в самом расцвете сил», да еще и с пропеллером. Считают, что бедняга Карлсон – врун и хулиган, а потому и любить его решительно не за что. Что характерно, в музее Астрид Линдгрен даже домик на крыше больше напоминает заброшенный дачный сарай. Там куча каких-то досок, ненужных вещей, но решительно ни одной баночки варенья, ну даже самой маленькой!
И все-таки музей замечательный. Причем находится он в невероятно красивом месте – на заливе Балтики. И в ресторанчике с симпатичной верандой можно созерцать очень живописную картину. Кстати, на обед нас угощали волшебно нежной рыбкой с картофельным пюре… Правда, посещение Юнибаккена – удовольствие не из дешевых. Один билет стоит порядка 800 рублей на наши деньги. Тем не менее поток желающих попасть в этот уголок детства и прокатиться в маленьком вагончике не иссякает никогда…
Возвращение любимцев
А еще в Стокгольме есть по-настоящему культовое место – музей ABBA, который находится на острове Юргорден в окружении парков. Все его внутреннее пространство наполнено интерактивом, и с первой же минуты чувствуешь живое присутствие Бьорна Ульвеуса, Анни-Фрид Лингстад, Бенни Андерссона и Агнеты Фельдскуг. Фанаты группы готовы бродить тут часами, чувствуя себя гостями своих кумиров. Создатели музея собрали множество экспонатов и фотографий, так или иначе связанных с ними. Так что все поклонники могут любоваться блестящими сценическими костюмами легендарных музыкантов, рассматривать их инструменты, золотые и платиновые пластинки. А в одной из комнат, посвященной песне «Ring, Ring», находится один-единственный экспонат – телефон эпохи ABBA, но лишь участники группы знают его номер.
Когда выходишь из музея, душа поет, а город манит еще множеством неизведанных интересных мест. Ощущение свободы просто окрыляет! Вот только грустно от сознания, что скоро уезжать, ведь путешествие только началось…
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:
ТУМАНЫ МИЛАНА…
Оставить отзыв | |