ММКФ 2017: НИКИТА МИХАЛКОВ НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ

30 июня 2017 в 22:34, просмотров: 12384

ИСКРЕННЕ, ВАШ!

Президент ММКФ Никита Михалков появился на брифинге перед началом 39-го Московского кинофестиваля в солнечно-белой шляпе будто прямиком из Рио-де-Жанейро. Пресс-конференция проходила в новеньком «с иголочки» отеле StandArt на «Пушкинской», который наконец-то открылся после бесконечного строительства, и гости фестиваля активно заселялись в номера, обсуждая свой предстоящий проход по красной дорожке на церемонии Открытия. Несмотря на гнусную погоду, эта церемония обещала стать самым жарким событием холодного московского июня-2017.

Фото: interesno-pro-kino.ru

Журналистов собрали в маленьком зале. Может, организаторы просто не ожидали такой концентрации прессы на квадратный метр? Все смешалось: люди, штативы. Пришлось нести откуда-то дополнительные стулья, а из первого ряда даже пытались пересадить высоченного японца, который перекрывал вид сидящим сзади. Однако японец изгнать себя не дал и ограничился тем, что сел пониже. Впрочем, в такой обстановке было даже лучше ‒ уютней, что ли…

Текст: Елена ШПИЗ

Был ли Никита Сергеевич празднично-беззаботен, окунаясь в предъюбилейный столичный киномарафон, в котором в этом году было заявлено 246 фильмов, то есть на 71 картину больше, чем в прошлом? Скорее, сконцентрирован и радушен. Легкую облачность настроения прояснил практически сразу. Как оказалось, повсеместное вредительство санкций коснулось не только спорта, разрушив судьбы наших паралимпийцев, но и закулисья международного столичного кинофестиваля.

Фото: www.sb.by

Михалков не скрывал разочарования из-за не приехавших в Москву именитых евротоварищей по цеху. С другой стороны, интригующе анонсировал кинематограф Индии, Кореи, Турции, Японии, Румынии. В итоге, некоторые фильмы на самом деле стали откровением даже для суровых кинокритиков. 

ОСКАР ДЛЯ СТРАН БРИКС В МОСКВЕ

Поскольку фестиваль решили открывать индийским фильмом (откровенно говоря, на любителя, но, как говориться, на вкус и цвет товарищей нет: кому арбуз, а кому свиной хрящик, как говаривал сам же Никита Сергеевич в «Жестоком романсе») возник естественный вопрос, насколько актуальна идея режиссера создать альтернативу «Оскара» для стран БРИКС.

Отель «СтандАрт»

 – Это было бы слишком легкомысленно, сказать, что да, – открыто признался Михалков. – Идея пришла мне в голову на фестивале в Китае. Вынужденно или не вынужденно, сейчас мир начинает разворачиваться в сторону Востока. Китай стоит за спиной у мира. Гигантский Китай. Индия и индийское кино – полтысячи картин. Причем которые собирают деньги. «Бахубали 2: Завершение» – индийский блокбастер, собравший $240 млн, а стоил $40. В этой картине построено на флере, на индийском эпосе ‒ что само по себе представляет интерес. И потому возникло желание обратить более серьезное внимание на этот регион, на его проблемы, культуру, искусство.

Кадр из фильма открытия ММКФ 2017 «Бахубали 2: Завершение»

– Если говорить о китайской, индийской, японской культурах и традициях и сравнивать их с американской, превалирующей в мире кино – тут даже сравнивать нечего! Поэтому захотелось сделать премию стран Брикс, чтобы каждый год хозяйкой конкурса становилась разная страна этого союза. Я получил на это согласие практически всех. И есть очень серьезные предложения. Но мы видим, с какой скоростью и ясностью решения, предложения и интерес сдвигаются из искусства в политику. Кто-то из журналистов совершенно точно написал, что есть абсолютно естественная тенденция, какая картина из нашей станы может попасть на Каннский фестиваль или на Венецианский. А мы бы хотели как-то перевести все это в русло искусства и художественного мышления, а не политической декларации. 

ЖЕСТКИЙ СЕВЕРОКОРЕЙСКИЙ НАИВ

Вызывало, конечно, любопытство и северокорейское кино, которое решили показать нашему зрителю в рамках ММКФ. 

–  Сегодня Корея на слуху, Корею боятся. Сегодняшняя Корея не про кино, – отмечает Михалков. – Но именно поэтому мы решили в этому году показать сразу три картины: «Аттестат зрелости», «Город Кэсон, где были в поисках женшеня» и «История нашего дома».

Сказать по правде, фильмы оказались странными, но о жизни страны за плотным железным занавесом представление давали весьма живое. Такое ощущение, будто северокорейцы даже во сне почитают Партию и Великого Вождя.

«ТУСОВКА УШЛА, КИНО ОСТАЛОСЬ…»

‒ 15 лет назад Московский фестиваль был для всех «тэрра инкогнита», и огромное количество гостей сюда приезжало. – вспоминал Михалков. – Тогда и атмосфера была тусовочная. Большой, гигантский праздник, когда я сам стоял в очередях, чтобы посмотреть зарубежное кино. Был момент, когда ни одной русской картины, достойной фестиваля, не было. Тогда был скандал: руководство Минкультуры возмущалось, как так может быть, чтобы в программе не было ни одного нашего фильма?! Неважно, какого. Главное ‒ чтобы была представлена страна. И это мы настояли, что, если нет картины хорошей, значит, не надо. Мы не можем пользоваться тем, что мы хозяева фестиваля, для того, чтобы вставить абы какой отечественный фильм. Чето только стоило Чухраю добиться, чтобы главный приз ММКФ в 1963 году получил фильм «Восемь с половиной» Феллини, а не «Знакомьтесь, Балуев!». А сейчас я вам должен сказать, что уровень отечественных картин, представленных на Московском фестивале, очень разнообразен и качественен.

«ПОЛИТИКА ПОДАВЛЯЕТ ИСКУССТВО»

– Конечно, сейчас у нас нет тех возможностей, которые были 15 лет назад, кроме того серьезный урон наносят санкции: даже мои товарищи, мои друзья, знаменитые, прекрасные актеры режиссеры деликатно сообщают в оргкомитет фестиваля, что заняты, а кто-то мне говорит: «Старик, я начинаю сниматься, если я к вам приеду, у меня могут быть проблемы…» И осуждать их я не могу, но, конечно, это оставляет оскомину – находиться в той зоне, куда не рискуют, не решаются приезжать твои коллеги, потому что политика занимает больше места, чем искусство!

Позже, в одном из интервью Михалков сказал, что, по его мнению, в рамках ММКФ должен работать настоящий большой кинорынок ‒ на уровне Каннского. Но этого не будет, пока не отменят санкции.

‒ С другой стороны, нет худа без добра, ‒ философствует глава ММКФ. ‒ Потому что тусовочный привкус фестиваля ушел немножко в сторону, и возник интерес к кино. Просто ‒ к кино. Его много. Оно очень разнообразно, и за девять дней люди могут посмотреть достаточное количество картин, чтобы получить полное представление о том, что происходит в индустрии. А 15 лет назад ‒ какое там кино?! Когда мы, как загнанные псы, носились то по таможням, то насчет сопровождения. Все было очень сложно… В летописи XII века написано, что «не дело получилось, потому что делалось с тяжким звероподобным рвением». Так вот это звероподобное рвение ‒ наша национальная традиция, и она чувствовалась во всем. А сейчас я могу просто посмотреть кино, потому что механизм фестиваля отлажен. Работает очень профессиональная, знающая свое дело, команда.

В чем-то похоже складывались истории Московского кинофестиваля и нашего главного теннисного турнира «Кубок Кремля», который изначально тоже воспринимался как гламурная тусовка вокруг кортов, но в итоге на первое место все-таки вышел теннис. Так и в ММКФ: тусовка постепенно уступила законное центральное место кино.

«Я НИКОГДА НЕ ПЫТАЛСЯ ВЛИЯТЬ НА ОТБОРОЧНУЮ КОМИССИЮ»

– Я никогда не влиял на то, что предлагает отборочная комиссия. Разлогов ‒ гуру в этом смысле, и мы принимаем все его предложения, – отмечает Михалков. Наши коллеги колесят по миру, смотрят картины. Они знают образ Московского фестиваля, знают принципы работы смотра. При этом никто из тех, кто руководил смотром, не пытался влиять на решение жюри. Это принципиальный для нас вопрос. Мы уже знаем пристрастия и господина Плахова, и господина Шепотиника, мы доверяем их вкусу, как людям, которые знают кино, и у них есть свои преференции. Я не со всем согласен, но, если мы доверяем людям, которым поручено вести свою программу, они за нее отвечают.

– Мы в жестких условиях находимся: обязаны принимать на ММКФ только «свежак» ‒ все картины должны быть показаны впервые. Конечно же, режиссеру, который представляет свою новую картину, намного интересней, почетней и выгодней оказаться на Каннском, Венецианском или Берлинском фестивале. Однако на фестивале в Пекине я посмотрел двадцать замечательных картин! Если бы не знал, что они уже прошли прокат и имели награды, решил бы, что это самый значимый фестиваль в мире, потому что это высочайшего класса кино. Не знаю, может быть, со временем мы решим, коллеги решат, что можно брать картины не только те, которые никто никогда не видел, хотя тем самым уровень фестиваля, его значимость, мы немножко опустим.  Но сейчас мы находимся в рамках того устава, который нами руководит.

 Сейчас все кому не лень поливают Россию грязью, санкция, политическая травля не только на искусстве отразилось, но на человеческих судьбах, ведь наши паралимпийцы лишились Олимпиады. Как Вы считаете, российское кино могло бы отстоять имидж России. Может быть, судьба каждого из лишенных Игр паралимпийцев – тема для фестивального кино?

– Согласен, это тема. Это – справедливо.

НЕ ПОКУПАЙ МЕНЯ!

Михалков отметил разнообразие и качество российских фильмов, представленных на ММКФ. Однако одна картина, на мой взгляд, откровенно выпадала из понятия «киноискусство» – фильм «Купи меня!», с которого отчаянно хотелось сбежать минуте на 10-й. Из разряда тех, что забываются еще до финальных титров. По ощущению, хлопали только родственники и друзья задействованных там актеров, которым в тот момент хотелось посочувствовать. Какая-то нелепая попытка переплюнуть «Интердевочку», снятую в 1989 году. Что характерно, советский фильм Тодоровского и сегодня смотрелся бы на главную премию, в то время как нынешний фестивальный свежак с претензией на «российское голливудство» шокирует не только бессмыслицей сюжета в целом, но и особой бредовостью отдельных сцен. К примеру, когда интеллигентная блядь (главная героиня), читает Ходасевича во время спаривания на лестнице. Или, уже под занавес, когда ее подружка пытается натурально умереть на снегу в сомнительной шубейке, и хочется крикнуть ей, чтоб заканчивала страдать ерундой и понималась, а то простудится.

ПРЕСС-ПОКАЗЫ

Пресс-показы ММКФ – явление своеобразное. Спокойно и вдумчиво посмотреть фильм во время них практически невозможно из-за броуновского движения журналистов на протяжении всех сеансов: беспрерывного протискивания между рядами, входов и выходов из зала. Никто не заморачивается, что мешает смотреть другим. Впрочем, оно и понятно: люди же работают…

Впрочем, по словам Михалкова, ближайшей осенью начнется строительство Фестивального дворца в «Лужниках» – специально для подобных мероприятий. Тогда уж, несомненно, места хватит всем!

СВОБОДА СЛОВА ИЛИ ХАМСТВА?

Михалков часто ассоциируется с Паратовым и воспринимается как абсолютный циник, хотя в реальной жизни, как оказалось, раним. Активная девица-блогер поинтересовалась, как глава ММКФ относится к свободным ютьюб-каналам, где каждый желающий может свободно критиковать кого угодно, не прогибаясь под авторитеты. Или моськи не должны замахиваться на слона?

– Что касается блогеров, это очень мощная сила, – признал Михалков. – У них есть возможность выпустить в свет, в воздух, в людей, в публику все что угодно про кого угодно и не нести за это никакой ответственности – не то, что уголовной, даже просто человеческой! А что ты сам сделал для того, чтобы так судить о том, о ком ты пишешь? Есть ли в наше время человек, который критикуем больше, чем я? Покажите мне его! Я очень уважаю людей, которые, разбирая произведение, делают это глубоко изнутри. Одна женщина много лет назад, ругая меня, написала, что настоящее искусство – это то, что хочется увидеть и прочесть еще раз. Возникает вопрос, а много ли картин, получивших призы международных фестивалей, хочется увидеть еще раз? На мой взгляд – немного. Я считаю, любой имеет право на свою точку зрения. Любой. Но то, что он сказал, останется все равно навсегда в глубине с ним. И любая гадость, которая вылетает из уст человека, в результате возвращается к нему. И это отравляет человека.

«УМИРАЕТ ИДЕЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ КИНО»

– Судя по победителям наиболее престижных киноконкурсов за последние годы, фестивальное кино должно быть депрессивным?

– Что касается депрессивности – ну время такое! Другой разговор, что кто-то на этом спекулирует. Крамола, конечно, и пусть меня разнесут «рукопожатные», но проблема в том, что идеи умирает в европейском кино. В «белом» кино. Кино остается там, где есть проблема. Вот видишь маленькую картину латино-американскую, и чувствуешь, какое там живое сердце! А высасывание из пальца ради того, чтобы получить признание, приз и т.д… Вымучивание чего-то… Ну чем сейчас можно привлечь внимание? Страхом, неожиданностью, иным взглядом на жизнь, который абсолютно противоречит традициям, в которых ты воспитывался? Но все равно все упирается в то, талантливо это или нет. Вот вы смотрели картину Бертмен? Ну гениальное кино – про Америку, про Бродвей. Но кино почему? Потому что совсем иное кровообращение внутри! Это не теплохладность рыбья, не высосано из пальца, это не пугалки, не сумасшедший бюджет, связанный с технологиями. Это – живое! И я снимаю шляпу перед американцами, которые берут это, культивируют и делают своим. Но, если взглянуть в глубину, я вижу там испанскую страсть.  То настоящее, что остается, что хочется видеть еще раз…

– В целом же есть один критерий: волнует кино или не волнует. Талантливое – не талантливое. Я вот приведу пример – иранский фильм «Мухаммед» о Пророке Мухаммеде. Я далек от ислама, я не знаю Корана, но это настолько чувственно, настолько пронизано ощущением своих корней… Там же, вы понимаете, какая интересная вещь – у Мухаммеда нельзя показывать лицо. И в картине я ни разу не видел лицо этого мальчика. И это является затягивающей в себя интригой, это волнует.

Казалось бы, брифинг – официальное мероприятие, но, чувствовалось, что Михалков как будто говорил с каждым журналистом в отдельности. Выходит, каким бы закаленным не выглядел столь маститый и успешный человек, ранимость-то тоже прослеживается. Живое нутро. Так говорят люди, которые хотят быть услышанными, понятыми…

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ: 

Оставить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Оставить отзыв

МИР ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Average rating:  
 15 reviews
 by Teridged

Никита Михалков очень талантливый режиссер и его работа на Московском кинофестивале я считаю заслуживает особенной похвалы. Он для фестиваля делает многое.

 by Rfxceedb

Мне очень понравилась ваша статья. После ее прочтения я стал воспринимать этот кинофестиваль вообще иначе. Теперь мне он стал нравиться больше.

 by TroikMiracle

Мне кажется что именно благодаря Никите Михалкову этот фестивать получил такую популярность и заслужил уважение. Его работа над ораганизацией фестиваля заслуживает похвалы.

 by Gazergyroom

Мне очень нравится этот кинофестиваль и я бы хотел на нем побывать. Просто у него настолько высокий уровень организации что там нереально круто. Это сто процентов.

 by Tropolst

Значимое событие. Хорошо что его стали проводить именно у нас и именно под руководством Михалкова. Просто другие бы с такой сложной задачей не справились бы.

 by DoubleFantastic

Мне очень нравится этот кинофестиваль и мне кажется что именно благодаря Михалкову он стал таким популярным и все хотят принять в нем участие. Это престижно.

 by Mjeticoman

Вообще он человек талантливый и мне очень нравятся его работы. Но что касается этого фестиваля и его роли в нем - все кажется преувеличенным. Как будто корона у него на голове.

 by Eurodebi

Никита Михалков свою славу заслужил и для московского фестиваля кино он на самом деле делает очень многое. Без него этот фестиваль был бы уже не тот.

 by Theevilee

Вы молодцы что рассказываете такую информацию  про значимые события в нашей стране. Теперь на этот кинофестиваль я буду смотреть совсем по-другому..

 by XglossyRomantic

Никита Михалков великий человек и я считаю, что именно благодаря его отношению к делу Московский кинофестиваль стал таким известным!

Page 1 of 2:
«
 
 
1
2
 
»
 
ad