ПРИКЛЮЧЕНИЯ В АЛА-АРЧЕ

11 января 2017 в 01:22, просмотров 3642

СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ!

…Первый удар головой был сильный – меня перевернуло. Второй удар – еще сильнее – пришелся на пятую точку, больно. Снова удар головой – успела мелькнуть мысль: «Все п…ц, сейчас меня вырубит»…

Но все когда-то заканчивается, закончилась и свободная веревка, я выкатился на полку и повис, приняв положение на четырех костях, издавая нечленораздельные звуки. Страшно болел палец на руке, да и в общем было хреново, в глазах темно. Слышал голос Саши, что-то типа: «Андрей, ты нормально?». Сказал, что, кажется, сломал пальцы. Чувствовал, что ушиблена «вся бабка», что-то мешало поворачивать голову. Я ощупал руками каску, в ней торчал засаженный на все лезвие ледовый молоток…

Фото: https://c4.staticflickr.com/8/7602/27459893115_291c1615e7_o.jpg

Минул год с очного зимнего чемпионата России по альпинизму и больших сборов в Ала-Арче 2016. Я долго думал писать ли этот рассказ, и кому все это нужно год спустя, но решил что все-таки стоит написать. Когда эмоции улеглись, тело зажило, можно оглянуться назад и постараться описать события годичной давности, как они сохранились в памяти, потому что тогда писать об этом не было ни сил, ни желания.

Автор: Slaydoc, risk.ru

За год до этой поездки мы отлично провели время в Арче с нашими красноярскими ребятами и новыми друзьями из Кирова и Москвы, красиво сходили классные маршруты («Gully-веры» Дашкевича на Семена и «Мобильных» Ручкина на Корону), и, воодушевленные этим, активно готовились к новому зимнему сезону, тем более что ФАР объявила об очном зимнем чемпионате в техническом классе.

Признаюсь, что чемпионат меня не очень интересовал, а интересовала возможность сходить новые маршруты в привлекательном для меня стиле, то есть без ИТО и перил, когда оба участника двигаются лазанием. На это я настраивал и своего напарника Володю, с которым мы вместе начинали заниматься альпинизмом, и, как ни странно, продолжаем до сих пор :-)

Готовиться к этому мероприятию мы начали примерно за полгода, составили программу тренировок, бегали, лазали трэдом с ледовыми инструментами на Столбах, тренировали ИТО, нарабатывали объемы в зале, изучали описания уже имеющихся маршрутов и фотографии стен района в поисках новых вариантов. Нашей целью были микстовые линии пригодные для прохождения лазанием.

Я активно искал для нас с Вовой спонсоров, которые бы снабдили нас новым снаряжением и экипировкой. В итоге после всей электронной переписки, помочь и поддержать нас согласилась компания Splav, снабдив нас парой флисовых комбинезонов-изотермиков (совершенно потрясающая штука, из которой не хочется вылазить) и теплым бельем, а также компания Krukonogi , приславшая добрую порцию различного стенного стафа, а главное свои знаменитые броневые зубья для кошек и клювы для молотков. В предыдущую поездку две моих камеры GoPro наотрез отказались работать на морозе и ветре, и чтобы в этот раз не разочаровать спонсоров и снять красивое видео я подготовился как следует: приобрел новую камеру SJ5000, с различными креплениями, продумал ее размещение при лазании, проверил ее работу на морозе, камера мне очень понравилась.

В Арчу мы выезжали заранее, со сборами нашей краевой команды, чтобы размяться, акклиматизироваться и сделать намеченные первопроходы. Состав команды не мог не радовать – все давние и добрые друзья, сильные ребята: Вова Сысоев, Саша Ментовская, Игорян Логинов, Саня Жигалов, а на сам чемпионат должен был приехать с пика Ленина наш новосибирский друг Рома Абилдаев, еще к нам присоединялся новый тогда для меня человек Макс Кривошеев из Иркутска, тренером традиционно ехал знаменитый Валерий Викторович Балезин.

И вот час Х настал и мы веселой бандой выезжаем поездом в Новосибирск, там нас встречают новосибирские ребята и Саня Парфенов, помогают добраться в аэропорт. В аэропорту перед вылетом в Бишкек встретили Ваню Темерева с женой. Попиваем кофеек, шутим шуточки, все воодушевлены началом большого дела.

Дорога до Арчи как-то слилась в голове в единую ленту привычных кадров: Манас, автобус, хорошо знакомый офис Аксая, дорога до альплагеря и первая ночевка в гостинице. Утром позавтракав и рассортировав барахло, мы втыкаем в уши плееры, навьючиваемся, хватаем палки и начинаем первую заброску на стоянку Рацека. Погода звенит, настроение боевое. Доперли до «Конца толкания» а там и Лайтхаус распахнул свои гостеприимные двери. Первое что неприятно удивило наверху это аномально теплая погода и почти полное отсутствие льда в районе, снега тоже было очень мало. Этот поворот совершенно не добавил нам с Вовой энтузиазма. Но тем не менее мы начали работать запланированную программу.

Традиционная открывашка на Учитель, осмотр окрестностей с вершины не обрадовал – ледовые маршруты превратились в микст, а микстовые в вертикальную развальню. Наша идея микстового первопрохода на Семена вставала под сомнение. Однако заряд мотивации был силен и вскоре мы уже движемся на хижину Наука, с которой немедленно выходим на осмотр потенциального маршрута.

Вечером принимаем решение лезть, снаряжение готово. С собой у нас легкий бивуак, инструменты, камы, отличные БДшные буры и большой заряд мотивации. Утром мы оперативно собираемся и в темноте подходим под небольшой ледовый склон, предваряющий скальные ступени. Я лидирую, первую станцию мы делаем уже в желобе под скалами, далее маршрут пролегает по узкому кулуару.

Я начинаю лезть скалы. Рррухх… И в Вову летит первая «микроволновка», он уворачивается, в свете фонаря я не вижу его лица, но понимаю что ничего радостного на нем не написано. Еще пара движений, и по желобу улетают еще пара каменюг. Энтузиазм быстро спадает, очевидно что дальше будет хуже. Льда совсем нет, кругом все рассыпается, и желоб сужается. Вероятность убить страхующего более чем высока. Мы решаем уйти. Не солоно хлебавши, отваливаемся в хижину…

Вернувшись на Рацека начинаем корректировать планы по сложившейся ситуации. Есть идея сходить на разминку маршрут Багаева на Свободную Корею. Утром следующего дня Вова уходит звонить в Красноярск и возвращается к завтраку с нерадостными новостями, обстоятельства складываются так что он вынужден уехать домой. Это в корне меняет все. У пацанов запланированы свои первопроходы на Байчечекей и Корею, на чемпионат у них сформирована четверка с Максом и Романом. Остаемся мы с Сашей.

В нерадостных раздумьях и чтении книги об истории компании Патагония я провожу время на Лайтхаусе. Саня Жигалов с Игорешей с первой попытки не долезли свой первопроход на Байчу и решили доработать его позже, после чемпионата. Впереди у них суровый первопроход на Свободную Корею, и они еще не знают насколько он будет суров. Я забрасываюсь с ними на Коронские, мы гуляем, смотрим маршруты, ребята изучают свою линию, она действительно очень серьезная. Возвращаемся в лагерь. Вскоре ребята, объединившись с Максом, уходят на Корею. Я остаюсь на Рацека, куда съезжаются участники сбора «Высота» и чемпионата России.

Было интересно познакомиться со всеми новыми ребятами, и очень приятно встретить друзей, с которыми мы познакомились и подружились год назад – Сашу Широбокова и Леву Пантюхина.

Общался с народом, вечерами весело зависал в «консерве» у Жени и Сереги Глазуновых и ребят с Улан-Удэ. Вот тут-то и всплыла идея, которая на самом деле много лет сидела в голове – то ли в разговоре упомянули, то ли прямо кто-то сказал: «А чего сидеть, надо лезть соло.» И меня закусило. С выбором маршрута долго не мучился, выбрал «соплю» на Байчу. Маршрут я знаю, ходил год назад, он недлинный, льда там достаточно, и идти от лагеря далеко не надо. С тем и отправился к Балезину, а Валерий Викторович выслушав меня, дал добро. Окрыленный новой целью, я стал бодро собирать снаряжение, чтобы следующим же утром выйти на маршрут.

Наточенные в иглу кошки, инструменты, несколько буров, пара петель, веревка и гри-гри для страховки, сникерс и поллитра изотоника вот почти все что я взял с собой. Рано утром я оделся, позавтракал и вышел с Лайтхауса, освещая фонариком свой путь по направлению к Байче. Музыка веселила, ноги шагали, все шло путем. Долгим и тяжелым показался подъем по противным осыпям к кулуару маршрута Ильющенко, под началом льда я был уже при свете. Потихоньку нарядился, закрепил камеру на палочке на рюкзаке, распустил за собой веревку, и включив в одно ухо мелодию пободрее, начал движение вверх.

Пройдя фирновое начало, я траверсировал к желобку слева, который просматривался до ключа. Я уже вышел примерно на пару веревок и старался сохранять концентрацию на точности и аккуратности движений. Молотки и кошки бил надежно, при любых сомнениях перебивал заново, но крюконоговские зубья и клювы отлично входили в лед с каждого точного удара, так шаг за шагом я поднимался все выше по кулуару, периодически останавливался и закручивал бур для отдыха, включая и выключая камеру, делая глоток изотоника.

Очевидно было одно, акклиматизация у меня недостаточная, шел тяжело, двигался гораздо медленнее чем рассчитывал. За бортом свистел привычный ветрище, поднимая крошку снизу вверх по кулуару прямо в лицо, периодически раздувало и было видно очертания лагеря внизу. Недалеко от ключа пришло время выйти на связь. «Мы тебя видим» — сказал Валерий Викторович, это радует, я отрапортовал что все в порядке и продолжил работу. Дойдя до ключа я расположился в пологой мульде слева и закрутил станцию на плотном льду, ключ я решил пролезть со страховкой. Пристегнул гри-гри, выдал себе веревки с запасом и начал лезть крутую но непродолжительную стенку.

Закрутил пару буров, тяжело выдавал себе через висящее гри-гри, все-таки для соло следует его крепить вертикально, но мое устройство не было для этого приспособлено, было очень неудобно, но я постарался побыстрее выгрести наверх, сместился влево и сделал станцию, теперь надо сходить вниз, собрать снаряжение и вернуться, двигаюсь тяжело, дюльферяю, жумарю.

Вот я снова на верхней станции, надежно встаю на кошки, забиваю молотки, снимаю самостраховку, выкручиваю буры, пора идти дальше. Не успел я сделать шаг как в меня ударила совсем не пылевая, а плотная, увесистая лавинка из мокрого снега, за ней следующая, тут мне стало страшно – что если меня сорвет со склона в кулуар. Решил не стоять, а быстрее выходить из желоба в верхнюю «чашку». Как мог начал грести наверх, и через какое-то время уже стоял в начале поля, закрутив бур и пытаясь отдышаться. Поле шел долго, буквально отсчитывая шаги, часто останавливаясь, перевалил через перегиб «чашки». Наверху ветер сбивал с ног, я собрал веревку, привалился на камень, тяжело дыша.

Время 14:00, очень медленно, а надо еще спуститься. Снял и сгреб железки, веревку запихал в рюкзак, пожевал мерзлый сникерс, питье закончилось еще с веревку назад. Начал медленно спускаться, часто останавливался на отдых, сидел, делал небольшую перебежку и опять сидел, так я шел до лагеря около 3-х часов. Пришел в сумерках, совершенно вымотанный. Весь лагерь встречал меня у Лайтхауса, были поздравления, рукопожатия, было очень радостно вновь увидеть всех и закончить это восхождение. «Азамат!» — подбодрил Греков, но сам то я понимал, что нифига не азамат, ведь полз как черепаха. Но гора пустила и отпустила, за что ей низкий поклон. А вкусный горячий ужин и отдых в теплой хижине стали лучшим завершением тяжелого дня. Как обычно, уже после, накатило осознание того где был и что сделал, с самого начала занятий альпинизмом я хотел сходить соло в горах.

Фото: westra.ru

Пару последующих дней я разлагался на хижине, изводя питание и читая книги, по вечерам Валерий Викторович, как обычно, крутил на ноутбуке кино. Сборы «Высота» стартовали полным ходом, народ демонстрировал свои умения на скалах у приюта Рацека, и на крутых стенках ледника. А наши пацаны день за днем продолжали рубиться на Свободной Корее, медленно, сложно, но верно двигаясь вверх, мы следили за временем чтобы по возможности послушать на связи что у них происходит, ребятам приходилось нелегко, но это их привычная среда, и не было сомнения что они вылезут эту сложнейшую линию, шел уже 3ий или 4ый день их восхождения.

Мы с доктором не выдержали такого психологического прессинга и решили свалить на денек в Бишкек, постирать одежду, помыться, и встретить Рому Абилдаева, вернувшегося с зимнего восхождения на пик Ленина. Собрались и весело убежали вниз. Встреча Ромы как водится прошла бурно, а в Бишкеке нашлось много всего вкусного, полезного и интересного. Нас долго не хотели пускать в паб в высотных ботинках и пуховиках, но Рома подробно расписал наши «подвиги», на ходу сочинял подробности великой альпийской биографии, а внушительный вид Дока не оставлял сомнений у охраны, что перед ними звезды мирового альпинизьма, и нас пустили за столик подальше от приличной публики. Утром в альплагере стартовало официальное открытие Чемпионата России, ну и мы не замедлили появиться.

Автор: Алексей Сикилинда

Оказалось, что накануне Саня, Игорян и Макс закончили свое восхождение и спустились в лагерь, потертые, уставшие, но с целым ворохом впечатлений и видео. Мы радостно обнялись и поздравили друзей, они тоже поздравили меня с моим приключением на Байчечекее, и началась официальная часть. Команды были распределены, и на чемпионат мы решили лезть вдвоем с Сашей Ментовской. На жеребьевке и выборе линий мы взяли наш первый маршрут – 5Б Багаева на Свободную Корею.

Долго ли коротко ли мы сделали все необходимые приготовления к восхождению, подготовили снаряжение, небольшой запас продуктов и легкий бивуак и отправились на Коронские, погода стояла теплая, и удивительно тихая для Ала-Арчи. В Отель Корона с нами отправились Балезин и Володя Герасимов со Столбов, приехавший помогать организаторам на чемпионате. Ранним утром следующего дня мы проснулись, позавтракали чем бог послал и навьючив не такие уж легкие рюкзаки, связались и пошагали по леднику к внушительной стене Свободной Кореи.

Как оказалось позже мы начали левее стандартного маршрута, не по скалам, а по льду, и тем самым увеличили длину последующего траверса под ключ – разрушенную скальную ступень выводящую к середине маршрута Барбера. Траверс этот был противной крутой и заснеженной осыпью, где-то смерзшейся, где-то нет, и потому уходящей из-под ног, места для страховки находились с трудом. Саша бодро двигалась с тяжелым рюкзаком. Через примерно 6 часов работы от бергшрунда, мы сделали станцию на большой пологой полке под ключевым участком, место выбрали защищенное нависающей скалой.

Ключ представлял собой выкручивающуюся, разрушенную скальную стенку, состоящую из серии внутренних уголков. Я начал лезть этот участок, лез с рюкзаком, активно используя пристегнутые на самодельные эластичные самостраховки ледовые инструменты, первую точку сделал в нескольких метрах от полки, затем мне попалась забитая намертво морковка, которую я не преминул использовать. Стенка становилась круче, но лазание не было сложным.

Я двигался по узкому внутреннему углу забитому снегом и скальными обломками, справа и слева ограниченному растрескавшимися столбами. Затем я допустил серию фатальных ошибок. Отойдя на пару метров от надежной морковки я увидел метрах в 4-5, забитый в протяженную тонкую трещину крюк-лезвие, красивый такой оксидированный в фиолетовый цвет, раньше я почему-то таких не встречал.

Трещина как раз под клювы, подумал я. Лазание не сложное, долезу до крюка, подобью его и вщелкнусь, сэкономлю железо, а там посмотрю что дальше. Полез.

Когда приблизился к крюку, клювы моих молотков стали раздвигать тонкую щель, скальный столб по которому я лез стал расслаиваться на крупные вертикальные перья, и я судорожно стал искать устойчивое положение, клиня правую ногу во внутреннем углу и цепляя левый монозуб за микры на стенке.

Места для своих точек я сходу не выбрал. Установив один молоток на рельефе, вторым стал подбивать крюк сидевший в трещине. Крюк болтался, но, вроде, наконец, издал нужную ноту, и я щелкнул оттяжку. Стал осматриваться, что делать дальше, куда поставить свои точки, крикнул Саше что видимо встану на ИТО, в этот момент из внутреннего угла на меня выехал камень размером с буханку хлеба или чуть крупнее, положить его обратно не получалось и я решил отбросить его назад, чтобы он не попал на полку где стояла и страховала меня Саша.

Я взял камень в руку, повернулся, чтобы отбросить его, и, видимо ,в этот момент изменил положение кошек… Секунда – и я лечу…

Хреново так лечу, вниз головой. Кажется, что-то орал, вроде: «ААА, БЛ…ДЬ!»

Первый удар головой был сильный – меня перевернуло. Второй еще сильнее пришелся на пятую точку. Больно. Второй удар головой – успела мелькнуть мысль: «Все п…ц, сейчас меня вырубит».

Но все когда-то заканчивается. Закончилась и свободная веревка. Я выкатился на полку и повис, приняв положение на четырех костях, издавая нечленораздельные звуки. Страшно болел палец на руке, да и в общем было хреново, в глазах темно. Слышал голос Саши, что-то типа: «Андрей, ты нормально?». Сказал, что, кажется, сломал пальцы. Чувствовал, что ушиблена «вся бабка», что-то мешало поворачивать голову, я ощупал руками каску, в ней торчал засаженный на все лезвие ледовый молоток.

В это время на леднике стояли Балезин и Герасимов, наблюдая всю вышеописанную сцену, они видели мой срыв и пытались определить сколько же я пролетел, пролетел наверное метров 12. Невозмутимая Саша вышла на связь: «У нас все нормально, Андрей вроде палец сломал, будем спускаться». Я вытащил из каски молоток: «Все, вниз». По ноге текло что-то теплое, «Сашка, я либо обос…ся, либо у меня кровь по ноге течет», ощупал снаружи – крови нет, снял варежку засунул руку в штаны – кровь. Надо валить. Решили что дюльфера будет делать Саша, чтобы исключить мою потерю сознания на нагруженной веревке, тогда проблем будет гораздо больше. Оставляем на станциях репики, крючья и стоппера, делаем несколько дюльферов по скалам и одну петлю Абалакова на льду и мы уже на леднике. Я вроде более менее трудоспособен, рюкзаки не бросаем идем на Коронские. Немного отсидевшись и отпоившись, мы собираем вещи и медленно бредем вниз по леднику, по «крокодилу», идти тяжело, больно, но надо.

На Рацека меня осматривает Макс Кривошеев, опытный спасатель МЧС, оказалось что меня зацепило вторым молотком и порвало мясо на пятой точке, рана глубокая но не серьезная, однако очень болит спина, голова вроде в порядке (видимо там мало важных органов), каска Петцль Метеор смялась компенсировав удар, клюв инструмента пробил ее под углом и прошел по касательной к поверхности черепа, только коснувшись его, повезло так повезло!. Уже в лагере я обнаружил что камеры моей со мной нет, она улетела и осталась на склонах Свободной Кореи (кто найдет пишите)). Утром решаю спускаться в Бишкек в больницу.

Вечером устраиваем с народом небольшой сабантуй в честь моего второго Дня Рождения. Все залезли на нары в Лайтхаусе, достали гитару, коньячок, нехитрые закуски и пируем. По очереди берем гитару играем кто что знает и любит, справа от меня сидит парень в зеленом изотермике, в такт песне он потряхивает самодельным маракасом. Это Денис Одинцов, когда я уехал домой они с напарником попали под камнепад на Семене, и Денис погиб, наши парни снимали его тело со склона. Таким я его и запомнил, скромным, позитивным парнем. Ден выжидает свою очередь и просит гитару, красивым приятным голосом он запевает «Я не той хто тобi потрiбен», а мы хором подпеваем в припеве…

Утром я собираю все что могу унести и в сопровождении Оли из Аксай-Трэвел спускаюсь вниз, идти трудно, по пути Оля кормит меня мандаринами и морально поддерживает. В Бишкеке Оля сразу же доставляет меня в больницу. Там нас встречают, клиника очень приличная, быстро делают необходимые обследования и обрабатывают раны. В итоге: перелом копчика, ушиб позвоночника, вылезла грыжа, ушиб и повредил сустав большого пальца на правой руке, колотая рана мягких тканей, голова в порядке. С этим багажом я стартую домой. Лететь сидя в самолете тяжело, но терпимо, в Новосибирске замечательные ребята Артем и Саня встречают меня и помогают пересесть на поезд, за что я им бесконечно благодарен. И вот я уже дома.

Реабилитация заняла примерно полгода, о занятиях альпинизмом мне не хотелось тогда думать. Более менее очухался к лету, и даже сделал несложный трэдовый первопроход на пик Птица в Ергаках.

Что можно подытожить из всего моего рассказа — банальные истины: не верьте никакому старому железу в горах, кладите свои точки, будьте внимательны, думайте головой, либо снимайте молотки с самостраховок, либо не выпускайте их из рук при лазании на скалах, не оставляйте пристегнутые самостраховками молотки на рельефе, не используйте очень прочные самостраховки, они должны разрываться при пиковой нагрузке.

Хочу извиниться перед своей командой которую подвел, а также своими спонсорами компаниями «Splav» и «Krukonogi» – лучше поздно чем никогда – которые выделили мне экипировку и снаряжение и которым я не смог выдать почти никакого контента, кроме короткого интервью о своем соло, на которое меня уговорила Ира Морозова, за что ей отдельное спасибо.

Хочу сердечно поблагодарить всех кто был там, всех новых и старых друзей, кто помогал мне в горах и внизу. Я в долгу перед вами, ребята! Желаю всем здоровья, удачи и рассудительности в горах!

Фото: автора, Вовы Сысоева и Айгуль Лотфуллиной, рисунок со стихами Алексея Сикилинды, фото маршрута Багаева от команды ребят-кировцев.

Источник: risk.ru

СПРАВКА «МВ»:

Долина реки Ала-Арча – символ Киргизского хребта, известнейшее место в мире альпинистов и скалолазов роскошными видами, уникальными скалами и водопадами. Эта долина – главная достопримечательность окрестностей Бишкека, один из оазисов средней Азии. Долина Ала-Арча входит в состав Национального парка «Ала-Арча» с редкими лесами, которые не встречаются больше нигде. Там можно встретить снежных барсов, дикобразов, барсуков, белок, диких кабанов и множество других интересных животных.