Зимой в шведской столице столь же красиво, как и холодно, а летом исключительно красиво…
ПоговоРИМ О ВЕЧНОМ
17 сентября 2015 в 08:34, просмотров: 7624
ГОРОД, КОТОРЫЙ НЕ СПИТ…
Рим – это город, который не спит. Разве что днем изредка погружается в легкую дремоту, как и большинство итальянцев, что, впрочем, не мешает ему красоваться белоснежным мрамором и золотом куполов. Однако настоящая жизнь Рима начинается вечером, когда закрываются музеи и соборы, а уставшие туристы разбредаютсся по отелям. Именно тогда, в мягком сумраке, все статуи и фонтаны города оживают, а забытые боги разрушенного Пантеона тенями блуждают по улицам, как и души императоров, взирающих на древние стены, которые не смогли уничтожить ни войны, ни пожары, ни время.
Автор текста: Карина Мелкумян
Только вечером ты начинаешь чувствовать и слышать Вечный город, который помнит всё. И в очередной раз задумываешься, откуда все-таки взялось знаменитое выражение: «Все дороги ведут в Рим».
На самом деле это поговорка времен раннего Средневековья, получившая столь широкую известность благодаря басне Лафонтена «Третейский судья, брат милосердия и пустынник»:
Желая отыскать спасенья двери,
Три человека, все святые в равной мере
И духом преисполнены одним,
Избрали для сего три разные дороги.
А так как все пути приводят в Рим,
То каждый к цели, без тревоги,
Пустился по тропиночке своей…
Однако возникло это выражение все-таки в самом Древнем Риме – в годы великих завоеваний. Тогда властители были вынуждены строить новые хорошие дороги, дабы подати их новых вассалов доставлялись вовремя, а кроме того исправно работала курьерская связь и в случае бунта воинские отряды могли оперативно добраться в варварские провинции. Таким образом, это выражение имело вполне буквальный смысл — все дороги, построенные римлянами, естественно, приводили в Рим, поскольку – как и во всяком централизованном государстве – просто не могли не вести в столицу.
Большинство туристов, озадаченных целенаправленным посещением достопримечательностей, покидают Вечный город в сущности абсолютно его не узнав. Потому как обежав все галопом за неделю просто невозможно понять, что такое Рим. Умные люди говорят, что лучше всего просто заблудиться в этом городе и бродить по улочкам в неизвестных направлениях. И так приятно бывает зайти в уютную кафешку, полную местных жителей – там вас непременно накормят от души, в отличие от раскрученных заведений в центре, где все заполнено туристами.
Между прошлым и будущим
Не смотря на то, что Рим – большой людный город, он необычайно живописен. Обилие парков здорово спасает от полуденного зноя: итальянцы любят отдыхать на прогретых солнцем мраморных скамейках где-нибудь в тени огромных деревьев. Откровенно говоря слегка коробит, когда Рим называют «Индустриальным Эдемом», хотя, если задуматься, какая-то сермяжная правда в этом странном словосочетании имеется: город полон цветов, воздух пропитан пряными запахами, а изысканная архитектура утопает в зелени садов…
Дама в красном пальто
Рим – это город-сон, связавший прошлое и будущее. И куда бы не пролегал ваш путь, – в Колизей, к Пантеону или на одну из площадей, непременно пройдите его пешком. Только имейте в виду, что улицы в основном мощеные, так что гулять по ним в туфлях на каблуках – настоящее мучение. А вот в удобных мокасинах – вполне приятное занятие. В любом случае, только так вы откроете для себя Рим, оставшийся за рамками путеводителей.
Гиды обычно советуют один день выделить на античный Рим – Колизей и его покрытые руинами окрестности, второй – на музеи Ватикана (после такого количества Рафаэля, Микеланджело и других мастеров Ренессанса вас уже ни на что другое просто не хватит!), а затем погрузиться в эпоху барокко с ее фонтанами, церквями и виллами аристократических фамилий. Ну и, в перерывах, – шопинг, паста и прочие радости.
Однако узнать чем «живет и дышит» Рим можно только прошагав по нему ни один километр – тайком заглядывая в окна, сворачивая в тихие переулки с цветущими бегонией балконами, неожиданно обнаруживая спрятанные между улицами церкви и переводя в них дух от шума и жары.
А еще очень приятно натыкаться на живописные витрины частных магазинов бижутерии или сумок, в которых есть «то, чего нет нигде». А потом выпить чашечку кофе в крошечном баре, где седовласый джентльмен изучает утренний выпуск La Repubblica, громко разговаривают римлянки «за пятьдесят» – стройные и прекрасные, в босоножках на шпильке (!) и с отливающими медью волосами, а величественная, как колонны Форума пожилая дама в красном пальто с достоинством выкуривает сигарету.
Римляне заслуживают того, чтобы их рассматривали с близкого расстояния: то, как они степенно вышагивают по булыжным тротуарам и прямо держат головы – словно позируют скульптору. Как играючи смешивают пропорции и цвета в одежде – будто перед выходом сверялись с картинами живописцев Ренессанса. Как подбирают шарфы и головные уборы – любой пожилой римлянин мог бы давать туристам мастер-классы по подбору аксессуаров. И даже многочисленные собаки, которых выгуливают в огромном парке возле виллы Боргезе, так органично сочетаются с хозяевами, будто они – часть продуманной художником композиции.
Тайный Караваджо
Что делать, когда музейная программа на день выполнена, римские улицы залиты солнечным светом и впереди еще целых полдня? Лучше всего устроить себе путешествие во времени – с захватом античного периода, готики и раннехристианской эпохи императора Константина. Например, пройтись пешком от Ватикана, что «по правую сторону Тибра», до Колизея, что «по левую руку». Программа «Карты Google» сообщит, что дорога займет около часа и пройдет поблизости от нескольких стратегически важных пунктов:
— перекинувшегося через Тибр моста Святого Ангела, построенного в 134-139 годах и позже украшенного 12 статуями: 10 из них делали в мастерской Бернини, главного скульптора римского барокко;
— легендарной и юной по римским меркам (XVII век) Пьяцца Навона – площади с двумя фонтанами того же Бернини, густо заселенными скульптурами;
— Пантеона — «Храма всех Богов», построенного в 125 году и с тех пор не нуждающегося в особых представлениях: от него до Колизея уже рукой подать — каких-то 30 минут.
Суть однако в том, чтобы придерживаясь прочерченного программой «генерального пути», все время с него сворачивать! Тогда новые открытия не заставят себя ждать. В переулках между мостом Святого Ангела и площадью Навона найдется немало дизайнерских магазинчиков – например, таких, как Kokoro shop, где продают вещи только в единственном экземпляре. А на следующем отрезке, между площадью Навона и Пантеоном – целых две церкви с работами Караваджо: одна – в Сан-Агостино на одноименной площади и три – во французской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Параллельные миры
В Риме очень часто возникают ситуации, когда завернув за угол здания, прохожий будто попадает в параллельную реальность. Вроде как только что шел по оживленной Виа дель Бабуино, уворачиваясь от гигантских пакетов с названиями высоких брендов в руках прохожих (именно на этой улице сосредоточены самые известные бутики, причем, невзирая на цены, покупают здесь так же бойко, как на воскресной ярмарке.) Но стоит свернуть за угол, на заросшую диким виноградом Виа Маргутта – и из мира высоких брендов вы попадаете на улицу художников. Мастерские на Виа Маргутта стали появляться там еще в средние века. Туристы ищут здесь подарки в художественных галереях, памятную табличку в честь живших в одном из домов Федерико Феллини и Джульетты Мазина, а также напоминания о снимавшемся здесь фильме «Римские каникулы».
«Параллельное пространство» есть даже возле площади Пантеона, на которой так многолюдно, будто вы действительно находитесь «в центре мира». Но стоит обойти мощные стены и оказаться на маленькой площади Пьяцца делла Минерва, как шумный уличный оркестр разом стихает, а перед глазами вырастает одинокий обитатель Пьяцца делла Минерва – слон с аномально длинным хоботом и египетским обелиском на спине. За слоном – готическая церковь Санта-Мария сопра Минерва, которая погружает в прохладный полумрак. Здесь стоит оглядеться по сторонам: вокруг – первоклассные фрески мастеров Возрождения, барочные статуи, а главное, никаких туристических толп. Есть даже скульптура позднего Микеланджело, правда, его «Воскресший Христос» был подпорчен стыдливыми учениками, приделавшими к нему что-то вроде набедренной повязки.
Конечно, остановки увеличивают время прогулок раза в три, а исследование параллельных переулков чревато тем, что можно сбиться с пути, а потом долго выяснять свое местоположение у не жалующих английский язык римлян. Однако только так появляется ощущение, что ты хоть немного почувствовал Вечный город и в качестве особого дара получил шанс так вот запросто обнаружить работу Караваджо слева от церковного алтаря…
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:
СТОКГОЛЬМ: МИР МУЗЫКИ, РЕК И КРЫШ…
ТУМАНЫ МИЛАНА…
Милан – город-бренд, эпицентр мировой светской жизни. Город-личность, завоевавший свое фундаментальное место под солнцем вопреки всем авторитетам исторических итальянских столиц. На фоне столь любимых путешественниками живописных и уютных городов он, порой, кажется монстром – угловатым самородком среди ограненных самоцветов. Но, отчасти, именно этим и интригует.
Оставить отзыв | |