После Каннского кинофестиваля-2015 критики еще долго будут спорить друг с другом и подвергать сомнениям объективность оценок жюри. В особенности, в отношении главной награды, доставшейся фильму «Дипан» режиссера Жака Одиара.
Фото: КП
Автор: Елена ШПИЗ
Судя по отзывам, озолоченный «пальмовой ветвью» Одиар разочаровал поклонников, знающих его по фильмам «Пророк» и «Мое сердце биться перестало». Сюжет «Дипана» ничем не удивил. Борец за свободу из нищей Шри-Ланки по имени Дипан перебирается в пригород Парижа и немеделенно начинает бороться с местной организованной преступностью. А под занавес, когда зритель уже ждет, что главного героя закономерно пристрелят, Одиар спасительным режиссерским решением отправляет его в Англию, к индусам…
Знатоки киноискусства сетовали, что ушел в отставку многолетний директор Каннского фестиваля Жакоб, обладающий способностью «воспитывать жюри» без явного давления, и именно это наполняло ответственное мероприятие объективностью и смыслом. Ныншений же подход вывел на первый план такие картины как «Лобстер», получивший специальный приз жюри, хотя, по мнению некоторых российских критиков, эта картина слишком легковесна и вряд ли встретит интерес как у широкой публики, так и у эстетов. Мнение, кстати говоря, неожиданное, учитывая, что по сути это комедийное фентези на тему бесконечного реалити «Дом-2», которое уже 11 лет уверенно расширяет миллионную аудторию в России и за ее пределами. Хотя в каком-то смысле фильм носит как раз-таки обратный смысл – опровергает возможность «построения» любви в подопытных условиях.
Фильм об утопическом будущем, в которым атомарных граждан на 45 дней помещают в комфортное изолированное пространство, чтобы они нашли себе пару из собранных кандидатов под пристальным присмотром неких специалистов. В итоге, тех, у кого что-то получается, должны переместить в другой блок – для дальнейшего размножения, ну а тех, у кого не срослось, планируют утилизовать, перевоплотив в животных по собственному выбору. К примеру, разведенный архитектор, которого играет Колин Фаррел, соглашается переродиться в лобстера, однако в итоге так им и не становится.
Фото: КП
Судя по многочисленным публикациям, Каннский фестиваль-2015 запонился публике прежде всего невероятным количеством нарядов, подчеркивающих женскую наготу, чудовищными туфлями из настоящих тушек голубей с огромными «воротниками» для лодыжек из перьев и странными аксессуарами. К примеру, незнакомка из Европы ошарашила агрессивно декольтированную женскую аудиторию скромным клатчем… в виде книги о Владимире Путине.
Вообще, клатчи в виде книг сейчас последний писк моды. Это ведь так удобно, когда книга заполнена приятными вещицами первой необходимости вместо тяжелого, требующего прочтения печатного оригинала. Да и хранить удобно. Это же просто прелесть – библиотека из клатчей!
Весь этот фейерверк забавных одеяний создавал забавных абсурдный антраж. Впрочем, какой же фестиваль в Каннах без перформенса?
Впрочем, критиков вся эта мишура волновала мало. Как истинные хищники пера они выхватывали из происходящего лишь главное, и, в большинстве своем, были не в восторге как от состава жюри, так и от большинства его решений. «Худшее предпочли лучшему», – резюмирует ведущий обозреватель «Комсомолки». – «Выдающиеся режиссеры не обязаны разбираться в чужом кино. Эту истину с блеском доказали братья Коэны и жюри, состоявшее из никому не известной африканской певицы, четырех актеров-неинтеллектуалов, Ксавье Долана и Гильермо дель Торо, принявшее, кажется, самое неадекватное решение в обозримой истории всех важных международных фестивалей. Едва ли не все выписанные ими награды — мимо кассы.»
Кадр из фильма «Лобстер»
Итоги Каннского кинофестиваля-2015
«Золотая пальмовая ветвь»: «Дипан», реж. Жак Одиар (Франция)
Гран-при: «Сын Саула», реж.Ласло Немеш (Венгрия)
Лучший режиссёр: Хоу Сяосянь за фильм «Убийца» (Китайская Республика)
Лучший сценарий: Мишель Франко за фильм «Хроники» (США)
Лучшая актриса: Руни Мара за фильм «Кэрол» (США) и Эммануэль Берко за фильм «Мой король» (Франция)
Лучший актёр: Венсан Линдон за фильм «Закон рынка» (Франция)
Приз жюри: «Лобстер», реж. Йоргос Лантимос (Греция)
В Калифорнии в 73-й раз вручали знаменитую кинопремию «Золотой глобус». Квентин Тарантино на радостях от полученных наград переборщил с искрометностью выступления на сцене и спровоцировал грандиозный скандал, что, впрочем, лишь придало мероприятию яркости…