АРМЕНИЯ: ПУТЬ К ХРАМУ
26 мая 2013 в 18:56, просмотров 10228
СТРАНА, ПОХОЖАЯ НА СОН
Сегодняшнюю Армению можно объехать всего за несколько дней, в то время как во времена Тиграна II Великого – в 80—70 годах до н. э. – на это не хватило бы и месяца. Тогда Армения превратилась в крупнейшую империю, простиравшуюся от Каспийского моря до Палестины и Египта, имеющую выход к двум морям и собственный флот. Те 30 тысяч квадратных километров, которые Республика Армения занимает сегодня, составляют менее одной десятой огромной территории, принадлежавшей древнему государству в его великом историческом прошлом. И все же корни того могущества ощущаются до сих пор – в самом духе этой страны, в ее воздухе, предзакатных контурах, горных маршрутах…
«А зачем тогда дорога, если она не приводит к храму?» – спросила хрупкая интеллигентная старушка в фильме «Покаяние», получившем Гран-при на Каннском кинофестивале в 1987 году. И, несмотря на то, что снял картину грузинский режиссер – Тенгиз Абуладзе – почему-то этот сакраментальный вопрос ассоциируется именно с Арменией, где, буквально, каждая, даже горная, дорога приводит к храму…
Авторы: Елена Шпиз, Екатерина Попова
Наше путешествие по Армении началось с площади Республики в Ереване. По своему замыслу она очень напоминает Piazza St Pietro – римскую площадь Святого Петра. А по форме – огромное блюдо с поющими фонтанами. По окружности же расположились Национальный исторический музей, Дом Правительства, Дом Министерств, Дом Связи и отель «Mariott Armenia».
Город-сад
По Еревану лучше бродить пешком. Несмотря на самый холодный зимний месяц, погода стояла солнечная, теплая и всячески располагала к прогулкам по уютным улицам.
Когда-то давно архитектор Александр Таманян задумывал Ереван как город-сад. Зеленые бульвары, фонтаны, напоминающие горные источники. И все это на фоне монументальных зданий из серого камня и скульптур самых выдающихся армянских деятелей всех времен.
Мы шли и наслаждались этим совершенно не зимним и отнюдь не типичным городским видом. Заглядывала в открытые улыбающиеся лица горожан и чувствовала себя как дома. Беззаботно напевала себе под нос: «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную и на Тенистой улице я постою в тени… » и решила не придерживаться какого-то определенного плана, выбирая путь.
Когда-то библейский Ной сошел со своего Ковчега на горе Арарат, спустился в долину и разбил здесь первый на земле виноградник. Думаю, если бы сейчас он снова спустился с Арарата, то остался бы очень доволен увиденным. Жаль только, что сейчас гора Арарат – национальный символ Армении, увы, находится на территории Турции.
Любопытно, что сегодняшнюю Армению можно объехать всего за несколько дней, в то время как во времена Тиграна Великого на это не хватило бы и месяца. Тогда армянское государство охватывало восточную часть современной Турции, современные Ливан и Сирию, частично север современного Израиля и Иордании, частично север Ирака и Ирана, а также часть Азербайджана и Грузии. Кроме того имело выход к двум морям и собственный флот. Причем называлась страна в разные времена по разному: Айстан, Урарту, Ванское царство, царство Ервандуни, Селевкиды и Армянские царства и Армяно-Понтийский союз. А жили на этой земле айи, урары, ваны, ервунди – предки нынешних армян.
Мысли сами собой убегали в глубь веков, как вдруг внимание привлек живописный фонтанчик. Прогуливающиеся граждане подходили, пили из него воду и спокойно шли дальше по своим делам. Потом оказалось, что таких маленьких питьевых источников в центре очень много и в какой-то момент они приводят к самому удивительному месту в городе – Каскаду фонтанов архитектора Александра Таманяна в самой высокой точке Еревана.
Представьте, сплетение огромных лестниц с «живыми» фонтанами, экзотическими растениями и проемами-галереями, в которых представлены творения выдающихся художников прошлого и настоящего. Отрадно, что известный коллекционер и меценат Джерард Гафесчян не только отреставрировал большую часть Каскада, но и наполнил его новыми произведениями искусства.
Теперь в закрытых галереях можно увидеть полотна Марка Шагала, Аршила Горки, Энди Уорхола. Причем посетить 10 галерей с мировыми шедеврами можно совершенно бесплатно! А на открытых террасах Каскада я обнаружила скульптуры испанца Жауме Пленса, француза Франсуа-Ксавье Лаланна, колумбийца Фернандо Ботеро и даже творения из автомобильных шин южнокорейского мастера Джи Йонг-Хо. Для полного счастья оставалось увидеть только древние каменные монастыри и знаменитые хачкары Армении. И это удовольствие мне хотелось растянуть на несколько дней.
К хачкарам – в горы!
В поисках хачкаров предстояло отправиться в горы.
Оказалось, что машин на дорогах Армении очень мало, зато довольно часто встречаются стада баранов, которых перегоняют с одного пастбища на другое. Между монастырями 3 — 4 часа пути.
Смотрим на охряную палитру гор и вспоминаем стихи Осипа Мандельштама, который побывал здесь в начале XX века в надежде развеять накопившуюся депрессию:
Ты красок себе пожелала —
И выхватил лапой своей
Рисующий лев из пенала
С полдюжины карандашей.
Страна москательных пожаров
И мертвых гончарных равнин,
Ты рыжебородых сардаров
Терпела средь камней и глин.
И вдруг охватило ощущение, что время застыло и вечность дремлет на склонах гор…
История креста
У подножия высочайшей в Армении горы Арагац возведен громадный крест, собранный из 1712 малых крестов. Этот крест просматривается из любой точки в радиусе нескольких километров. Высота креста 33 метра – по числу земных лет Иисуса Христа. А высота каменной часовни, служащей для него постаментом, – 301 сантиметр. Именно в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии.
В сущности вся история Армении – это история креста. И началась она на самом деле задолго до принятия христианства, еще когда крест в Армении был равнокрылым в круглой оправе и символизировал материальность мира в четырех стихиях: воздухе, воде, земле и огне. Его до сих пор можно увидеть на языческих храмах и древних камнях-хачкарах – своеобразном и исключительном явлении в армянской культуре, особенно в камнерезном искусстве.
Обычно хачкары воздвигались в святых местах, на кладбищах, на развилках дорог, а порой на холмах и в скалах. Особой святостью пользовался хачкар, заложенный в стену. А на важных архитектурных сооружениях и на всех церквях, носивших имя Св. Креста, хачкар обычно имел свое место над порталами и на привлекающих внимание фасадах. На территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, причем каждый отличается своим неповторимым узором. И мне эти удивительные камни встречались повсюду. Я, как настоящий пилигрим, перемещалась от хачкара к хачкару по древней земле…
Легенда Эчмиадзина
Что и говорить, от красоты армянских храмов захватывает дух. Причем каждый храм связан со своей легендой. Есть, например, легенда о «Копье Судьбы» – самом могущественном из известных атрибутов власти – копье Лонгина. Согласно Евангелию, этим копьем римский центурион Гай Кассий Лонгин нанес последний удар Иисусу Христу. Христиане верят, что «Копье Судьбы» является ключом к невероятному могуществу.
Цари и императоры в течение двух тысячелетий считали, что оружие, на котором запеклась кровь Христа, подарит им возможность управлять миром. И что властитель, в руки которого попадет наконечник, может обрести власть над всем человечеством. По преданию наконечник копья, которым святой Лонгин пронзил ребра Спасителя, был принесен в Армению святым апостолом Фаддеем. Почти тысячу лет его прятали в пещерных монастырях, и одним из таких монастырей был Айриванк, который позднее переименовали в Сурб Гегард (Святое Копье), а впоследствии реликвию перенесли в Эчмиадзин – центр Армянской апостольской церкви, где она находится и поныне.
Есть и другая история, связанная с самим Эчмиадзином. Если верить этой легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный Христос сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. В 303 году на этом месте, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного».
Но это еще не все. Армяне верят, что именно в это место спустится с небес Христос для своей последней битвы на земле с Антихристом. В центре храма есть место для приземления Христа, на которое армянские христиане смотрят с великим благоговением. Не менее интересна история одного из древнейших горных монастырей Армении – Татева. «Татев» переводится с армянского как «Дай крылья».
Сегодня сюда попасть можно по самой длинной в мире реверсивной канатной дороге «Крылья Татева». Полет в Татев произвел на меня неизгладимое впечатление. Я летела в тумане шесть километров, на высоте 320 метров над глубоким и живописным ущельем реки Воротан, и приземлилась прямо к Татевскому монастырю, чтобы услышать о мастере, который, завершив работу над монастырем, встал на край ущелья, перекрестился и произнес: «Огни, Сурб, та тэв» («Да ниспошлет Святой Дух крылья!») – и бросился в бездну.
А в XIII веке в 122 км от Еревана, на уступе узкого извилистого ущелья реки Арпа, близ армянского города Ехегнадзор, был построен монастырский комплекс Нораванк (в переводе с армянского – «новый монастырь») – уникальное творение философского зодчества.
Это ущелье славится отвесными красными скалами, возвышающимися за монастырем, на территории которого расположена двухэтажная церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) с узкими консольными лестницами. Монастырь иногда называют Амагу Нораванк, чтобы отличить его от монастыря Бхено Нораванк близ города Горис. В XIII – XIV веках монастырь стал резиденцией епископов Сюника и крупным духовным и культурным центром Армении, тесно связанным со многими местными учебными заведениями и прежде всего со знаменитым университетом и библиотекой Гладзор.
Существует мнение, что эта церковь – последняя работа мастера Момика. Причем могила зодчего находится прямо на входе в храм. Момик, получивший образование в Киликии, увлеченный готическим искусством Европы, творил с камнем настоящие чудеса. У храма оригинальная трехъярусная композиция и несколько входов. Нижняя часть – подвальная. Это тело человека. Оно не совершенно, в нем неуютно и темно. На второй же ярус ведут ступеньки – очень узкие, высокие и крутые.
Преодолевать их тяжело и страшно. Но все-таки я решилась и ни на секунду об этом не пожалела. Хотя был момент, когда закружилась голова и стало не по себе. Но вскоре дурнота прошла: ощущение победы над собственным страхом будто окрылило! Вообще считается, что если человек поднимется по этой «лестнице духовности», то окажется выше своих низменных пороков и привязанностей. А вот на третий ярус – к Богу – лестницы нет. Лишь открытый портал в куполе, куда может вознестись только душа…
Ущелье цветов
Между тем пути духовные и пути земные в итоге привели меня на горнолыжный курорт Цахкадзор, что в переводе с армянского означает «ущелье цветов». Однако цветы тут можно увидеть не раньше весны. В советское время Цахкадзор был одной из лучших олимпийских баз не только СССР, но и Европы, а сейчас там тренируются ведущие спортсмены Армении. Во многом Цахкадзор ничуть не уступает столь популярному среди наших олигархов Куршавелю.
Верхняя точка катания – 2819 м, и с этой высоты можно созерцать гору Арарат и озеро Севан. Я решила остаться в этом волшебном месте на несколько дней, благо была возможность остановиться в отеле Marriott Tsaghkadzor 5*, как ни странно, вполне доступном по ценам.
Средняя стоимость номера «стандарт» – 150 долларов в сутки за двоих, включая завтрак, а также тренажерный зал, бассейн, сауну, турецкую баню, теннисный корт, бильярд, ноу-хау в виде интерактивного тира и возможность пользоваться лыжехранилищем. Кстати, горнолыжный сезон в Цахкадзоре начинается с середины декабря и длится до конца марта. Находится курорт всего-то в сорока минутах езды от Еревана.
Особенно приятно проводить в Цахкадзоре Рождество. В Армении оно отмечается 6 января, совместно с Крещением Господним, и называется праздником Богоявления, а также Малой Пасхой. По местному преданию, эта традиция идет еще от апостолов Фаддея и Варфоломея. Накануне рождества во всех армянских храмах зажигают лампады и свечи.
Из церквей доносится духовный гимн «Великое дивное таинство», а утром 6 января все верующие идут на литургию и причащаются Святых Тайн. Празднование Рождества завершается освящением воды животворящим святым Крестом и святым Миром. А после освящения воды святой крест из рук священника передается прихожанину, чтобы он нес его 40 дней, а потом снова вернул в храм.
Вернувшись в Москву, вспоминали, как сидели на ступенях храмов и как не хотелось уезжать из этой полной спокойствия страны. И вдруг безумно захотелось вернуться в Армению весной и увидетьу Цахкадзор, утопающий в цветах…
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫ:
КРАСОТА БАКУ
Оставить отзыв | |