ГЖЕЛЬ – ВЫСОКОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

30 мая 2017 в 09:32, просмотров: 812

ИСТОРИЯ «СИНЕГЛАЗОЙ ПОСУДЫ»

Изначально гжель была цветной, но впоследствии обрела свой истинный фирменный стиль, утонченно описанный в стихах: «Синеглазая посудавазы, чайники и блюдаярко светится оттуда, как родные небеса…«

Само по себе слово «гжель» происходит от слова «жгель» – то есть обжига в печи  глиняных изделий. Отсюда и всемирно известное название села Гжель на реке Гжелке, а также уникального народного художественного промысла. Дело в том, что в тех местах издавна жили одни гончары, потому как еще в XIV веке там обнаружились невероятные запасы ценных огнеупорных глин Гжельско-Кудиновского месторождения.

СЕКРЕТ ГЖЕЛЬСКОЙ ГЛИНЫ

Отметим, что глины делятся на несколько сортов: первый слой – ширёвка (простая красная глина); далее – пушнина (средняя по качеству жёлтая глина); и, наконец, в самом низу – мыловка (лучшая тонкая белая глина), которая и используется для изготовления фарфора и фаянса.

Находится Гжель в Раменском районе Московской области (всего-то в часе езды от Москвы, – прим. ред), и в совокупности с другими близлежащими населенными пунктами образует так называемый Гжельский узел. 

Чего только не «крутили» на гончарном круге гжельские мастера из пушнины и мыловки: молочные крынки, чашки, тарелки, миски, медовницы, квасники и похожие на птиц кувшины кумганы – с выгнутым носиком и ручкой-хвостом. А помимо домашней утвари делали для детишек игрушки и свистульки.

Сыновья-подмастерья помогали мастерам обливать лепнину глазурью, а дочки-писарихи ее раскрашивали. Потом все изделия несли на обжиг или «жгель» в большую печь.

Кстати, было время, когда деды горшки в жирных щах вываривали – для глянца!

Секреты ремесла и росписи у каждого мастера были свои и тщательно оберегались от соседей. Передавались только по наследству. Самые успешные гончары открывали семейные фабрики. 

ИЗ ИСТОРИИ

О гжельских майоликовых рисунках (росписях глазурью, – прим. ред.)  упоминается еще в древних документах великого князя Ивана Даниловича Калиты. Только в те времена гжельские рисунки были цветными. Местные гончары расписывали глазурью абсолютно все – и посуду, и игрушки.

В XIV веке гжельская местность стала центром керамического производства Руси. А в XVIII веке, с появлением новых технологий, был основан выпуск фарфоровых изделий и так называемого «полуфаянса».

В конце XIX – начале XX вв. производство Гжели в России практически остановилось из-за промышленного кризиса, однако к середине прошлого столетия постепенно восстановилось, и этот момент был ознаменован появлением нового фирменного стиля – синей росписи на белом фоне.

ТЕМАТИКА ГЖЕЛЬСКОГО РИСУНКА

Тематика гжельского рисунка изначально зарождалась на наивном восприятии окружающего мира, потому как гжельские гончары в большинстве своем были людьми талантливыми, но малообразованными.  В одной росписи они могли объединять наблюдения за природой, птицами и животными, городской и деревенской жизнью, впечатления от архитектуры и иконописи, а так же плоды собственной фантазии. 

На сегодняшний день тематика гжельского рисунка делится на 3 вида:

  • растительная (травка, злаки, ягоды, веточки, цветочки и т.д.);
  • орнаментальная. В первую очередь – «шашечки» (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика). Сюда же можно отнести гжельские сетки – «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики».
  • cюжеты (природа и времена года ).

Изделие без росписи именуются «белье», а синяя роспись по белому — «крытье».

ТЕХНИКА РОСПИСИ

Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности :

  • наносится только вручную;
  • использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок).

Примечание:

Древнерусскую гжель (майолику) расписывали «пятицветкой» – белая эмаль (основа), зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца), синяя (соли кобальта).

Инструменты гжельского живописца: кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта).

Гжельский рисунок считается подглазурным (сначала расписывается обожженное изделие, а после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку, где кобальт меняет цвет).

Главный секрет гжельского рисунка – нанесение мазков, которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего. Данная методика получила название «азбука мазков».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА

Современная технологическая цепочка выглядит так: формовка (литье в гипсовых формах) – сушкаобжиг в электропечироспись в живописном цехевторой обжиг

Сначала делается карандашный набросок-эскиз и росписывается. Далее создается пластилиновая модель, по которой отливают гипсовую форму. Готовый гипс разрезают вдоль – на две половинки. Через резиновые шланги с пистолетами заливают исходное сырьё – шликер (очищенную глину), разведённый до состояния густых сливок. На твёрдом шликере швы от разъёмов зачищают до идеальной гладкости. Это и есть формовка.

Затем проводится первый обжиг при температуре 900˚С.

Далее – роспись. В живописном цехе рисунок художника переводят на изделие – ставят на крутящуюся турнетку, и ювелирно точными движениями воссоздают узор. Ошибаться ни в коем случае нельзя: пористый черепок сразу впитывает краску!

Инструменты живописца: кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок и баночка с окисью кобальта. Изначально, окись кобальта – чёрная как сажа, однако после обжига становится ярко-синей. То есть из одной единственной черной краски в итоге создается более 20 оттенков синего цвета!

Гжельская роспись считается подглазурной. То есть сначала расписывается обожженный черепок. После нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют в печку на второй окончательный обжиг при температуре 1350˚С. После этого глазурь становится прозрачной как стекло, а кобальт обретает фирменные оттенки гжельской росписи – от сочно-синего до василькового и ярко-голубого.

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:  

РАМЕНСКОЕ: ФЕСТИВАЛЬ ГЖЕЛИ «СИННИЦА» 2017

Оставить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Оставить отзыв

МИР ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Average rating:  
 0 reviews
ad