РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ

2 июня 2016 в 11:54, просмотров 2742

Русский импрессионизм — направление русской школы живописи конца XIX — начала XX в., в котором ощутимо присутствует черты  творчества французских импрессионистов, однако не менее ярко выражена национальная специфика, для которой характерны: тяготение к углубленному смыслу и значению художественного образа, материальность, предметность, культ этюда.

Фёдор Васильев. Иллюминация в Петербурге, 1869

Фёдор Васильев. Иллюминация в Петербурге, 1869

В нашем искусствоведческом мире термин «русский импрессионизм» считается крайне спорным. Одни авторитетные ценители не признают его в принципе, другие подразумевают под ним живописные работы конца XIX – первой половины XX века, которые отошли от академизма, но при этом не обрели сходства с радикальным авангардом.

К «русскому импрессионизму» относят периоды творчества Исаака Левитана, Ильи Репина, Василия Поленова, Василия Сурикова, Федора Васильева, Константина Коровина, Валентина Серова, Игоря Грабаря, Абрама Архипова, Архипа Куинджи. Также яркие периоды импрессионизма можно отметить у Виктора Борисова-Мусатова, Николая Богданова-Бельского, Петра Нилуса, Константина Юона, Дмитрия Налбандяна и других именитых мастеров.

Клод Моне. Здание парламента в Лондоне

Клод Моне. Здание парламента в Лондоне

Как известно, зародился импрессионизм во Франции. «Официальной» точкой отсчета в его существовании считается выставка «Салон Отверженных», которую гениальные французские живописцы организовали весной 1874 года в мастерской фотографа Надара — в противовес официальному «Парижскому салону». Парадокс в том, что термин «импрессионизм» (от фр. Impression — впечатление) впервые употребил не слишком авторитетный критик журнала «Le Charivari» Луи Леруа в качестве язвительного заголовка для своего фельетона об этой выставке. Журналиста «вдохновило» название картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Разумеется, писака вкладывал в этот термин исключительно уничижительное значение, пытаясь высмеять яркую и неожиданную манеру письма художников-новаторов. Однако обретшие название импрессионисты изящно обернули острое перо «акулы» в творческий эпитет, который в итоге навсегда прижился в мировом искусстве.

Импрессионизм произвел настоящую революцию в живописи на рубеже веков, очень быстро получил признание  художников в Европе, Америке и России, где неожиданно обрел совершенно новые черты в исполнении отечественных живописцев.

Русский импрессионизм сохранил внешние приемы французских законодателей школы: письмо чистыми цветами, особое внимание к передаче света, высокая скорость работы, непременно, на пленэре. Отечественная живопись тяготела к созданию картин, наполненных смыслом. За мимолетной эмоцией, непременно должен был раскрываться внутренний мир самого художника.  

Основателями русского импрессионизма считаются Репин, Поленов, Левитан. Безусловно, Поленов сыграл особую роль развитии «русского импрессионизма».  Именно он воспитал Константина Коровина и Валентина Серова, будучи преподавателем Московского училища живописи.

Мировое признание русский импрессионизм завоевал в 1898 году после организованной Дягилевым выставки в Германии, на которой «Девочка с персиками» Серова и пейзаж «Зимой» Коровина произвели настоящий фурор. 

А. Куинджи. Крым. Южный берег. 1887

А. Куинджи. Крым. Южный берег. 1887

Что касается гениального пейзажиста Архипа Куинджи, то вплоть до 1876 года он находился под влиянием идей передвижников, однако после поездки во Францию отдался во власть импрессионизма, создавая такие шедевры как «Днепр утром» (1881) и «Север» (1879). Русский художник, историк искусства и художественный критик Александр Бенуа сравнивал Куинджи с Клодом Моне.

Также связано с импрессионизмом начало творчества Борисова-Мусатова в 1890-х гг. Прежде всего, это пленэрные этюды: «Маки в саду» (1894) и «Майские цветы» (1894), в которых угадывается влияние Коровина и Серова. 

Некоторые искусствоведы считают, что после Первой мировой войны авангард, с «Чёрным квадратом» Казимира Малевича во главе угла, полностью вытеснил русский импрессионизм, который «умер» также неожиданно, как и зародился. 

На миниатюре: Николай Богданов-Бельский, 1868-1945. Интерьер, 1911 

ad