Хрустальный собор — протестантская мегацерковь (вмещающая более 2000 прихожан, — прим. «МВ»), построенная по проекту известного архитектора Филиппа Джонсона в городе Гарден-Гров, округ Ориндж, штат Калифония, США. Это самое крупное стеклянное здание в истории и пятый по величине храм мира, вмещающий 2700 человек. Строительство началось в 1977-м году, а закончилось в 1980-м. Проект обошелся в $18 млн.
Хрустальный собор находится недалеко от Лос Анджелеса, в нескольких милях от Диснейленда. Гигантская стеклянная церковь, высотой с 12-ти этажный дом, просматривается на несколько миль вокруг. Уникальный архитектурный проект создан из 10 000 огромных зеркальных панелей, прикрепленных к стальному каркасу силиконовым клеем. Ни одно из стекол не прикручивали болтами. При этом прочность конструкции просто невероятна: сооружение может выдержать землетрясение в 8 баллов.
Собор построила община реформаторской церкви на средства прихожан. Эта община была создана в 1955 году пастором и проповедником Робертом Шуллером, который впоследствии стал ведущим программы «Час силы», регулярно транслируемой из Хрустального собора с момента его открытия. Постепенно программа охватила 20 млн зрителей и стала самой рейтинговой христианской передачей в мире.
В 2010 году для собора наступили тяжелые времена. Община задолжала более $55 млн, и в 2011 году продала здание за $57,5 млн римско-католической церкви, которая уже давно проявляла к нему интерес. Общественность восприняла новость неоднозначно. Итальянская газета La Stampa призывала положить конец церквям в «гаражном стиле», подрывающим основы католической веры. Однако Папа благословил покупку. При этом было принято решение изменить название собора с Crystal Cathedral на Christ Cathedral — Собор Христа.
ПРИХОДСКАЯ ЦЕРКОВЬ САНТА-МОНИКА/SANTA MONICA CHURCH, 2008. РИВАС-ВАСИАМАДРИД, ИСПАНИЯ. ПРОЕКТ: СТУДИЯ VICENS AND RAMOS ESTUDIO DE ARQUITECTURA
Студия Vicens and Ramos Estudio de Arquitectura создала один из самых странных храмов в мире — церковь Санта-Моника в предместье Мадрида, городе Ривас-Васиамадрид. Фасад этой церкви в виде нескольких ассиметричных лучей, пропускающих свет сквозь необычные окна — настоящий архитектурный шедевр. Игра солнечных лучей, проникающих в здание, удивительным образом преображает лаконичный интерьер, нижняя часть которого выполнена в черном мраморе и разительно контрастирует с белоснежными стенами. А сами лучи, с одной стороны, символизируют устремление к свету, а с другой отражают толерантность католицизма, готового воспринимать современные тенденции, поиск новых форм даже в религиозной архитектуре.
Вся мебель и элементы декора Санта-Моники созданы местными мастерами. Кроме основного зала, в церкви есть еще административные помещения, места для катехизации и две комнаты для проживания священников.
БАЗИЛИКА БОГОМАТЕРИ ЛИВАНСКОЙ/OUR LADY OF LEBANON BASILICA(DARAOUN – HARISSA), 1970. ДЖУНИЯ, ЛИВАН.
Современная Базилика Богоматери Ливанской – резиденцией папского нунция в Ливане. Этот храм возвышается на 650-метровой горе Хариса за внушительной статуей Пресвятой Девы Ливанской — небесной покровительницы Ливана, одной из известнейших святынь на Ближнем востоке.
Базилика построена из стекла и бетона в 1970 году. Одновременно, здание способно вместить 4000 прихожан, которые могут любоваться на статую через огромное фасадное стекло — 20 м в высоту и 42 м в ширину. Согласно архитектурному замыслу, этот фасад напоминает символичный для страны ливанский кедр, а обратная сторона базилики — финикийский корабль.
10 мая 1997 года римский понтифик Папа Иоанн Павел II посетил Святыню и отслужил мессу в современной базилике.
МЕТРОПОЛЬНЫЙ СОБОР ХРИСТА-ЦАРЯ/METROPOLITAN CATHEDRAL OF CHRIST THE KING, 1967. ЛИВЕРПУЛЬ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. АРХИТЕКТОР: ЭДВАРД УЭЛБИ ПЬЮДЖИН
Метропольный собор Христа-Царя (Ливерпульский собор) — главный католический храм Ливерпуля, который был заложен в 1962 году и возведен за пять лет. Это узнаваемое здание с круглым основанием и конической формой с застекленной верхней частью — замечательный пример церковной архитектуры второй половины XX в. Победитель Мирового конкурса дизайна. Смелую геометричную конструкцию удерживают 16 модернистских контрфорсов, которые переходят в зубцы венчающей ее башенки-короны из разноцветных витражей. А над входом в храм, в простенках, находятся четыре колокола.
Алтарь из белого мрамора расположен в центре собора, чтобы большая часть прихожан могла видеть происходящее во время мессы. Орган собора оборудован 4 565 трубами.
Проект разработал Эдвард Уэлби Пьюджин — старший сын английского архитектора Огастаса Уэлби Нортмора Пьюджина, всемирно признанного корифея неоготики, построившего Биг-Бен. Эдвард Пьюджин прожил всего 42 года, однако успел спроектировать более 100 католических церквей, причем не только в Великобритании и Ирландии, но и в Западной Европе, Скандинавии, и даже в Северной Америке.
НОВАЯ БАЗИЛИКА ДЕВЫ МАРИИ ГВАДЕЛУПСКОЙ/NEW BASILICA DE GUADALUPE, 1976. МЕХИКО, МЕКСИКА. АРХИТЕКТОР: ПЕДРО РАМИРЕС ВАСКЕС
Новая базилика Девы Марии Гваделупской в Мехико находится рядом со старой церковью. Ежегодно 11 декабря столицу Мексики наводняет около 2 млн паломников, стремящихся посетить Базилики Марии-де-Гваделупской, где хранится накидка с чудесным образом Девы Марии. Считается, что Мария способна выполнить любое желание, при условии, что верующий пройдет 100 метров до храма на коленях.
Новая Базилика — очень необычное круглое здание диаметром 100 м, которая, при открытых верхних часовнях способна вместить более 40 000 человек. Новую базилику построили в связи с тем, что количество паломников возрастает с каждым годом. Величайшая святыня мексиканцев — образ Девы Марии Гваделупской — находится в центре зала и видна из любой точки храма.
Эксперты отмечают, что полотно не несет никаких следов грунта, который необходимо перед краской наносить на ткань. Кроме того поражает отличная сохранность не только материала, но и изображения, притом, что ткань из волокон кактуса недолговечна и, как правило, за 20 лет приходит в полную негодность. Иначе, как чудом, невозможно объяснить невероятную долговечность тильмы, которой уже около 500 лет, причем не менее 130 лет из них — до того момента, как ее закрыли стеклом — тильма подвергалась воздействию атмосферы, копоти свечей, прикосновениям и поцелуям верующих…
Новую Базилику проектировал знаменитый мексиканский архитектор Педро Рамирес Васкес — автор проекта Национального музея антропологии.
СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ/CATHÉDRALE DE LA RÉSURRECTION, 1995. ЭВРИ, ФРАНЦИЯ. АРХИТЕКТОР: МАРИО БОТТА
Собор Воскресения Христова — католический собор в Эври построен в 1991—1995 годах. Официальное открытие состоялось в 1996 году. В 1997 году собор был освящён и в том же году его посетил Папа Иоанн Павел II.
Общий бюджет строительства оценивается в 13 721 000 €. Автор этого проекта – швейцарский архитектор Марио Ботта был вдохновлен византийской архитектурой с характерными для нее округлыми формами и использованием сырого кирпича. Для внешней облицовки конструкции было использовано 840 000 кирпичей, которые укладывались особым образом, позволяющим избежать эха и добиться идеальной акустики.
Здание собора имеет неординарную форму усеченного цилиндра, причем по периметру скошенной овальной крыши высажены 24 липы, символизирующие 24 часа в сутках, а также 12 колен Израилевых и 12 апостолов.
Стеклянная крыша опирается на несущий металлический треугольник, символизирующий Троицу. Алтарь выполнен из каррарского мрамора. Его подножие облицовано стеклянной плиткой, отражающей свет. Арка над алтарём напоминает радугу — символ союза между Богом и человеком в Ветхом Завете. Стены храма украшают семь гобеленов, повествующих о жизни святого Корбиниана Фрайзингского, Баварского, которому посвящён собор.
БАЗИЛИКА ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ/IGREJA DA SANTÍSSIMA TRINDADE, 2007. ФАТИМА, ПОРТУГАЛИЯ. АРХИТЕКТОР: АЛЕКСАНДРОС ТОМБАЗИС
Церковь Пресвятой Троицы в городе Фатима построена по проекту греческого архитектора Александроса Томбазиса. Строительство продолжалось с 2004 по 2007 год, его окончание было приурочено к 90-летию явления Богоматери Фатимы трём юным пастухам. Она обращалась к детям несколько раз в течение 1917 года, предсказав им грядущую Вторую мировую войну, возвращение Советской России к христианству и покушение на Папу Римского, произошедшее в 1981 году.
Эта церковь считается одной из крупнейших в мире. Её внутренняя площадь составляет 12 000 кв м, она способна вместить 9 000 человек. В базилике 5 часовен и около 50 исповедален. Внутреннее пространство украшает мозаика из изразцов ручной работы с изображением Небесного Иерусалима. А на стены нанесены цитаты из Библии на 23 языках.
Здание церкви имеет весьма своеобразную форму гигантской таблетки. Несмотря на всю свою мастабность, оно намеренно строилось очень низким, дабы не загораживать старую базилику Фатимы эпохи барокко. Попасть внутрь церкви Пресвятой Троицы можно через 13 дверей – по числу присутствовавших на Тайной Вечере. Ежегодно церковь посещают 5 млн паломников.
БАЗИЛИКА БОГОМАТЕРИ АЛЬТАГРАСИИ/BASILICA CATEDRAL NUESTRA SENORA DE LA ALTAGRACIA, 1971. ИГУЭЙ, ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА. ИНИЦИАТОР СТРОИТЕЛЬСТВА: ДОМИНИКАНСКИЙ ДИКТАТОР РАФАЭЛЬ ЛЕОНИДАС ТРУХИЛЬОА
Базилика Богоматери Альтаграсии – самая знаменитая достопримечательность Доминиканы, крупнейший центр паломничества католиков-доминиканцев в Карибском регионе. Базилику построил известный доминиканский диктатор Рафаэль Леонидас Трухильоа.
Храм находится в городе Сальвалеон-де-Игуэй недалеко от Пунта-Кана. Венчающая церковь причудливая арка, предположительно, символизирует то самое игольное ушко, через которое, согласно словам Христа, легче пройти верблюду, нежели «богатому войти в Царство Божие».
Согласно легенде, место для строительства Базилики было выбрано благодаря маленькой девочке, которая когда-то жила в Сальвалеон-де-Игуэе и однажды попросила своего отца подарить ей икону Богоматери. Отец выполнил просьбу дочери, однако икона неожиданно исчезла из ее комнаты, а утром её обнаружили во дворе, под небольшим деревом. После того, как икону вернули, на следующее утро она снова оказалась под тем же деревом. И так повторялось несколько раз. Поняв, что происходит чудо, люди решили, что именно на том месте, где оказывалась икона, должна быть построена церковь Богоматери Альтаграсии.
Таким образом, эта маленькая чудотворная икона святой девы Вирхен де ла Альтаграсия — покровительницы доминиканского народа, дала название не только удивительной 80-метровой Базилике, но и всей провинции La Altagracia.
Строительство Базилики началось в 1954 г., а завершилось в 1971-м. 21 января того же года она была освящена, с тех пор эта дата считается национальным праздником в Доминикане, когда сотни тысяч паломников стекаются в Игуэй, чтобы почтить чудотворную икону. Самые фанатичные из них последние километры до собора идут на корточках. В 1979 году Базилику посетил Папа Иоанн Павел II.
ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ МАРИИ ЦАРИЦЫ МИРА/NEVIGESER WALLFAHRTSDOM, 1968. ФЕЛЬБЕРТ, ГЕРМАНИЯ. АРХИТЕКТОР: ГОТФРИД БЁМ
Паломническую церковь Марии Царицы Мира называют скалой из бетона и стекла. Снаружи здание напоминает гигантский кристалл, а изнутри — огромную рыночную площадь. Одновременно, церковь вмещает 6 000 молящихся. По своим масштабам этот храм считается вторым после Кельнского собора.
Храм спроектирован кельнским архитектором Готфридом Бёмом, который в 1963 году выиграл конкурс на осуществление этого проекта.
Первый камень, ознаменовавший начало строительства собора, был заложен 17 июля 1966 года, а 22 мая 1968 года свежевозведенную церковь Марии Царицы Мира освятил китайский католический епископ Витус (Vitus Maria Chang Tso Huan).
К находящемуся в соборе чудотворному образу Пресвятой Богородицы, называемому «Непорочным Зачатием», совершается массовое паломничество. В настоящее время эта церковь — один из крупнейших паломнических центров Европы.
ЮБИЛЕЙНАЯ ЦЕРКОВЬ ИЛИ ЦЕРКОВЬ МИЛОСЕРДНОГО БОГА ОТЦА/DIO PADRE MISERICORDIOSO, 2003. РИМ, ИТАЛИЯ. АРХИТЕКТОР: РИЧАРД МЕЙЕР
Церковь Милосердного Бога Отца или Юбилейная церковь — титулярная церковь и общественный центр римского района-новодела ТОР Тре-тест (нечто вроде Новой Москвы — прим. «МВ»). Храм был построен по заказу архиепископов Рима, которые хотели, чтобы новая церковь украсила и оживила атмосферу этого густонаселенного района Вечного города.
Здание построено из сборного железобетона на треугольной площадке, граничащей с городским парком – в окружении высотных домов и общественных зданий. Строительство церкви продолжалось с 1996-2003 год. Любопытно, что белоснежный цвет бетона в церки поддерживается за счет содержащегося в материале диоксида титана, который расщепляет все вредные вещества…
Спроектировал эту белую церковь в форме корабля с тремя парусами, символизирующими Троицу, архитектор Ричард Мейер. Причем так, чтобы все внутреннее пространство храма было пронизано светом. По задумке архитектора, он должен был литься отовсюду: через стеклянную крышу, с боков, через узкую щель на уровне пола. А главный световой эффект заключался в том, чтобы летом, во второй половине дня, солнечные лучи попадали прямо на распятие. По словам Мейера, эта яркая живая метафора должна была символизировать присутствие Бога.
ЦЕРКОВЬ ПАРАПОРТИАНИ/CHURCH OF PARAPORTIANI, XV — XVIIВ. ОСТРОВ МИКОНОС. ГРЕЦИЯ
Церковь Парапортиани построена по канонам византийской архитектуры. Она романтично контрастирует с синим небом в городе Хора на греческом острове Миконос. Церковь строилась постепенно, на протяжении веков. Некоторые строения были возведены в XV веке, остальные в XVI-XVII вв.
Церковь построена из камня и полностью покрашена в белый цвет. Она состоит из пяти часовен, четыре из которых находятся на нижнем уровне, а пятая – Панагии Парапортиани – выше. Перед церковью находится паперть, выложенная камнем.
СОБОР ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ/CATHEDRAL OF BRASILIA, 1970. БРАЗИЛИА, БРАЗИЛИЯ. АРХИТЕКТОР: ОСКАР НИМЕЙЕР
Собор Пресвятой Девы Марии – Кафедральный собор Богоматери Апаресида католической архиепархии Бразилиа – особый собор для особого города. Так говорил президент Бразилии Жуселин Кубичек, избранный в 1956 году.
Собор посвящен Деве Марии – покровительнице Бразилии. Этот храм построен в стиле модернизма по проекту известного латиноамериканского архитектора Оскара Нимейера, который в 1988 году получил за него Притцкеровскую премию.
Здание собора состоит из шестнадцати 90-тонных железобетонных колонн, напоминающих руки, воздетые к небу. Витражи между колоннами способны пропустить огромное количество света, к которому верующие идут через длинный, намеренно затемненный коридор, символизирующий переход от будничного мира в светлую бесконечность….
Образ Cathedral of Brasilia навеял архитектору Ливерпульский собор. Краеугольный камень собора был заложен 12 сентября 1958 года. Однако в итоге строительство продлилось более десяти лет, потому что правительство прекратило финансирование проекта после ухода Жуселина Кубичека с поста президента Бразилии — из-за того, что архитектор Нимейер был атеистом. Однако в итоге здание было передано католической церкви, и в 1968 году еще незаконченный собор был освящен. Официальное же открытие храма состоялось два года спустя, после завершения строительства — 31 мая 1970 года.
Витражи в треугольных пространствах между колоннами расписывала Марианна Перетти.
Алтарь Cathedral of Brasilia – личный подарок Папы Павла VI.
На одной из мраморных стен можно увидеть «Крестный путь», написанный известным художником-модернистом Ди Кавальканти.
Кафедральный собор Богоматери Апаресида считается одним из самых знаковых мест Бразилии: ежегодно его посещают миллионы людей.
ЦЕРКОВЬ ГРУНДТВИГА/GRUNDTVIGS CENTER, 1926Г. КОПЕНГАГЕН, ДАНИЯ. АРХИТЕКТОР: ПЕДЕР КЛИНТ
Лютеранская Церковь Грундтвига в Копенгагене – самая крупная и известная экспрессионистская церковь Скандинавии. Она названа в честь известного датского священника, философа и писателя Николая Фредерика Северина Грундтвига – инициатора создания «народных университетов», благодаря которым Дания стала образцом в области образования для взрослых.
Здание построено в стиле экспрессионизма, что является редчайшим примером для столь культовых религиозных сооружений. Автором этого проекта стал датский архитектор, дизайнер, художник и теоретик архитектуры Педер Клинт (Педер Вильхельм Йенсен-Клинт), который выиграл конкурс на этот заказ в 1913 году. Однако строительство началось только в 1921 году, а закончилось в 1926-м. При этом работы по отделке внутренних интерьеров продолжались аж до 1940 года, и, после смерти Педера Клинта в 1930 году, их продолжил его сын Кааре Клинт.
Этот архитектурный шедевр представляет из себя на редкость органичный синтез различных стилей: готики, барокко, различных течений модерна, также там присутствуют черты традиционных датских деревенских церквей.В качестве материала Клинт выбрал характерный для датской архитектуры желтый кирпич (в общей сложности на строительство ушло 6 000 000 кирпичей, – прим «МВ»)
Наиболее экспрессивный элемент здания – безусловно, западный фасад, напоминающий гигантский церковный орган. А в самом храме имеется два органа: большой и малый. Причем малый появился существенно раньше – в 1940 году. И только в 1956 году был установлен большой церковный орган – со знаменитыми 11-метровыми трубами, которые признаны самыми длинными в Скандинавии.
Холмообразная симметрия уникального здания увеличивает его визуальное воздействие. Собор открыт для посетителей круглый год. Там регулярно проходят органные концерты.
СОБОР – МАЛАЯ БАЗИЛИКА СЛАВНОЙ БОГОМАТЕРИ/CATEDRAL BASÍLICA MENOR DE NOSSA SENHORA DA GLÓRIA, 1972. МАРИНГА, БРАЗИЛИЯ. АРХИТЕКТОР: ЖОЗЕ АУГУСТО БЕЛЛУЧЧИ
Собор – Малая базилика Славной Богоматери в городе Маринга бразильского штата Парана – самый высокий католический собор в Латинской Америке. Вместе с крестом его высота составляет 124 м.
Идея столь высокого религиозного сооружения в ярко выраженном современном стиле возникла не случайно. Дон Жайме Луис Коэльо разработал этот проект, вдохновившись реальностью космических открытий и запусками первых советских спутников. Однако непосредственно строительством собора в итоге руководил другой архитектор — Жозе Аугусто Беллуччи.
Символично, что краеугольный камень в основании храма заложил Папа Пий XII. Это произошло 15 августа 1958 года. Возводилось здание с 1959 по 1972 год. г., однако его освящение состоялось лишь 9 лет спустя – 3 мая 1981 года. А 21 января 1982 г. собор получил привилегированный статус малой базилики.
Футуристический храм еще издалека поражает воображение своими масштабами, однако, стоит оказаться внутри, чтобы испытать не менее сильное впечатление.
И все же особый след в памяти оставляет семиметровое деревянное распятие, созданное скульптором Конраду Мозером.
ЦЕРКОВЬ УТЕШЕНИЯ/CHURCH OF SOLACE, 2011. КОРДОВА, ИСПАНИЯ. ПРОЕКТ: АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО VICENS + RAMOS
Церковь утешения – новейшая приходская церковь милосердия в Кордове – третьем по численности населения городе Андалусии после Севильи и Малаги. Город основан еще в 8 веке до н.э., у него богатейшей история культуры. Именно здесь находится знаменитая Мескита – одна из древнейших и красивейших мечетей в Европе. И вот теперь построен ультрасовременный католический храм в стиле строгого минимализма.
Таким образом, Church of Solace – это контрастное и вместе с тем на редкость органичное новое слово в религиозной культуре старинного испанского города и, в сущности, всей страны.
Церковь утешения спроектирована архитектурным бюро Vicens + Ramos. Строительство продолжалось с 2006 – 2011 год. Снаружи церковь ослепительно бела, как и стены внутри. Единственный яркий цветовой акцент – золотая стена алтаря…
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ИОСИФА ОБРУЧНИКА/ST. JOSEPH THE BETROTHED UKRAINIAN GREEK CATHOLIC CHURCH, 1956Г. ЧИКАГО, США. АРХИТЕКТОР: ЗЕНОН МАЗУРКЕВИЧ
Церковь Святого Иосифа Обручника (Украинская греко-католическая церковь) была построена в Чикаго в 1956 году. Главная узнаваемая особенность – 13 золотых куполов, символизирующим 12 апостолов вместе с Иисусом Христом.
Автором проекта является украинский архитектор Зенон Мазуркевич, получивший воспитание и образование в Канаде.
Церковь имеет двухъярусный иконостас в традиционном византийском стиле. На стенах верхнего уровня церкви можно увидеть рельефные геометрические узоры. Кроме того, церковный интерьер украшают витражи и иконы в виде фресок.
СОБОР БОГОМАТЕРИ В СЛЕЗАХ/SANTUARIO DELLA MADONNA DELLE LACRIME, 1994. СИРАКУЗЫ, ИТАЛИЯ
В честь маленькой иконы, которая висела в доме пожилых супругов и однажды заплакала живыми слезами. Если верить легенде, настоящие слезы из глаз изображенной на иконе Святой Девы сочились с 29 августа по 1 сентября 1953 года. А в 1994 году на месте того самого маленького домика, где жили эти супруги (если, конечно, верить легенде, — прим. «МВ»), возвышается 75-метровый храм из бетона в виде огромного шатра, который венчает 20-метровая бронзовая статуя Мадонны и который теперь возвышается над всем городом и его окрестностями.
В соборе Богоматери в слезах нет никаких излишеств — ни богатого оформления, ни витражей, характерных для других культовых храмов. Тем не менее собор в Сиракузах полностью оправдывает свою невероятную вместимость в 10 тысяч человек, потому как в этот храм неизменно съезжаются паломники со всего мира.
КАДЕТСКАЯ ЧАСОВНЯ АКАДЕМИИ ВВС США/UNITED STATES AIR FORCE ACADEMY CADET CHAPEL, 1962. ШТАТ КОЛОРАДО
Кадетская часовня Академии ВВС США в штате Колорадо похожа на гигантскую «избушку» из 100 одинаковых тетраэдров с 17-ю шпилями, напоминающими ружья, составленные в ряд, что весьма естественно, учитывая название и местонахождение храма.
Часовня находится на территории военного городка и тренировочной базы филиала академии летчиков ВВС США. Здание разделено на зоны для разных конфессий. На нижнем этаже проходят службы для католиков, иудеев и буддистов. Верхний этаж отдан протестантам. А есть еще помещения без религиозной атрибутики, где обычно молятся мусульмане. У каждый зоны имеется отдельный вход, чтобы верующие друг другу не мешали.
На территории часовни есть даже святилище для неоязычников — двойное кольцо из валунов «Соколиный круг», которое находится рядом с храмом на открытом воздухе.
ЧАСОВНЯ ТЕРНОВОГО ВЕНЦА/СROWN OF THORNS, 1980. ЭВРИКА-СПРИНГС, ШТАТ АРКАНЗАС, США. АРХИТЕКТОР: Е. ФЭЙ ДЖОНС
Часовня Тернового венца, построенная в 1980 г., названа в честь тернового венца, который согласно Евангелиям, был возложен на голову Христа римскими воинами во время его поругания. Как тут не вспомнить слова Сенеки: «Через тернии – к звездам»: этот образ оживает сам собой, стоит только увидеть этот храм…
Спроектировал часовню архитектор Е. Фэй Джонс, который всегда мечтал создать религиозное место для путешественников, чтобы каждый мог помолиться, воссоединившись с природой. Правда, во время строительства деньги вдруг резко закончились, и созидатель совсем отчаялся. Стал молиться в прямо недостроенной часовне. И, о чудо – деньги неожиданно нашлись!
Часовня строилась в основном из местных пород деревьев, которые растут на северо-западе Арканзаса. В общей сложности в этом живописном здании 425 окон. Общий же стиль — так называемая Prarie School (школа прерии), которая в конце XIX начале XX в. была очень характерна для северного Запада США и предполагала идеальную интеграцию с природным ландшафтом. Для этого стиля свойственны горизонтальные линии, плоские или шатровые крыши, нависающие карнизы, сгруппированные горизонтальными линиями окна.
Во многом на творческие решения автора проекта Сrown of thorns повлиял известный американский новатор, создатель «органической архитектуры» Фрэнк Ллойд Райт, у которого Фэй Джонс какое-то время учился.
В 2000 г. часовня Тернового венца была внесена в Национальный реестр исторических мест США. А в 2006 г. Американский институт архитектуры удостоил Сrown of thorns «четвертьвековой награды» Twenty-Five Year Award .
АРКТИЧЕСКИЙ СОБОР/ARCTIC CATHEDRAL, 1965. ТРОМСЁ, НОРВЕГИЯ. АРХИТЕКТОР: ЯН ИНГЕ ХОВИ
По задумке архитектора, здание из двух сливающихся треугольных конструкций, покрытых алюминиевыми пластинами, должно было напоминать айсберг. Однако у современников Арктический собор в большей степени ассоциируется с островом Håja, находящимся в этом же регионе.
На самом деле Арктический собор не является собором, поскольку в городе имеется другой собор, где находится кафедра епископа. Официально, Arctic Cathedral считается лютеранской церковью прихода Тромсдален в норвежском городе Тромсе и, безусловно, является одной из главных местных достопримечательностей. Высота западного портала церкви — 35 метров. По своей вместительности она рассчитана на 720 прихожан.
Принципиальное решение о строительстве этой церкви было принято в середине 1950-х годов советом Тромсдалена (района Тромсё). План архитектора Яна Инве Ховига был принят к рассмотрению в 1957 году, однако затем его переработали, и окончательное решение о строительстве было утверждено только 9 ноября 1962 года. Работы в итоге начались 1 апреля 1964 года, а уже 19 декабря 1965 года церковь была освящена епископом Монрадом Нордервалом.
РАСПИСНАЯ ЦЕРКОВЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ/PAINTED ARBORE CHURCH, 1503. АРБОРЕ, МОЛДОВА, РУМЫНИЯ. ПОСТРОИЛ: ЛУКА АРБОРЕ. РАСПИСАЛ: ДРАГОШ ИЗ ЯСС (1541)
Расписная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Арборе – одна из самых известных архитектурных достопримечательностей Молдовы в Румынии. Ее особенность в том, что она расписана фресками не только изнутри, но и снаружи.
Церковь построил один из ближайших соратников Стефана Великого пыркэлаб (начальник крепости) Лука Арборе в 1503 году. А 38 лет спустя по его заказу храм расписал талантливый иконописец Драгош из Ясс и в итоге был признан одним из самых выдающихся художников XVI в. Драгошу удалось расширить традиционную практику иконописи того времени, сочетая предписанные изображения с элементами западного искусства.
Внутренняя часть церкви расписана евангельскими сюжетами, среди который автор нашел особое место для вотивного портрета пыркэлаба Луки Арборе и его семьи, а снаружи преобладают темы Страшного Суда, Акафиста Богородице и осады Константинополя.
Как эта, так и появившиеся вслед за ней Расписные церкви считаются главным архитектурным достоянием Молдовы. Каждый из этих храмов находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
ЧАСОВНЯ ФЕРМЕРОВ/BRUDER KLAUS FIELD CHAPEL, 2007 г. МЕХЕРНИХ, ГЕРМАНИЯ. АРХИТЕКТОР: ПЕТЕР ЦУМТОР
Часовня фермеров близ немецкого городка Мехерних — странное бетонное сооружение прямо на краю поля — построена в честь святого покровителя местных фермеров Брудера Клауса, больше известного как Санта-Клаус или Святой Клаус.
Прекрасно-мрачноватую органичную конструкцию спроектировал швейцарский архитектор Петер Цумтор, известный своим бережным отношением к ландшафтам, а также лаконизмом художественных средств. В 2009 году Часовня фермеров принесла Цумтору престижную Притцкеровскую премию, жюри которой отметило: «…Простота и умеренность живут бок о бок с мощью». А сам Цумтор сказал: “Для меня, здания могут обладать глубокой тишиной, которая ассоциируется с самообладанием, стойкостью, целостностью, теплотой и чувственностью. Эти здания могут не представлять ничего, просто быть…”
Любопытно, что построил часовню сам заказчик – обычный местный фермер, которому помогала жена, друзья и деревенский мастер-умелец. Эта команда добровольцев за 24 дня возвела шатер из деревянных бревен. Потом конструкцию заливали 50-сантиметровым слоем бетона и сушили тлеющим пламенем костра, разведенного прямо на месте. Пол часовни был вручную вымощен свинцовыми плитами, которые тоже плавили тут же — в тигле.
По задумке архитектора, блик луча, проникающий в часовню в солнечный день, словно передает видение Святого Клауса в утробе матери…
Бронзовую статую Брудера Клауса изготовил скульптор Hans Josephsohn.
В часовне нет электричества и водопровода. Лишь обугленный бетон и свинец. И все же это монументальное сооружение остается самой притягательной местной достопримечательностью. Мощность этого шедевра измеряется не численностью посетителей и не площадью, а духовной сущностью, которую ощущаешь, прикоснувшись к его стенам…
«ЧАСОВНЯ НА ВОДЕ»/CHAPEL ON THE WATER, 1988 Г. ОСТРОВ ХОККАЙДО, ЯПОНИЯ. АРХИТЕКТОР ТАДАО АНДО
Большинство японцев посещают синтоистские святилища и буддийские храмы, но при этом отмечают Рождество и любят венчаться в христианских церквях. Никто не видит в этом каких-либо противоречий. Иностранные туристы искренне восхищаются красотой и оригинальностью японских церквей.
«Часовня на воде» была построена прямо на озере горнолыжного курорта Томаму на острове Хоккайдо. Это одна из самых притягательных достопримечательностей острова. Романтичное архитектурное решение с внушительным крестом в воде принадлежит японскому дизайнеру Тадао Андо, который построил эту церковь в 1988 году.
Источник