ТЕМЗА: БОЛЬШОЙ БАРЬЕР
12 ноября 2016 в 19:12, просмотров: 12334
От губительных наводнений Лондон спасло чудо…
Знаменитые лондонские наводнения давно уже стали притчей во языцех. А все из-за медленного, но непрерывного повышения уровней паводка и проседания самой Великобритании до 5 см в 100 лет.
Штормовые нагоны со стороны Северного моря оставались бичом Лондона на протяжении столетий. Стоило мощной приливной волне усилить напор сначала в Английском канале, а потом в устье Темзы, совпав при этом с сезонным половодьем, и город неминуемо затапливало. Не далее, как в прошлом веке, подобные бедствия дважды ‒ в 1928 и в 1953 ‒годах обрушивалось на британскую столицу, унеся более 300 человеческих жизней. И власти осознавали, что пускать ситуацию на самотек (в буквальном смысле) далее невозможно: в зону риска попадало 340 кв. км суши с сотнями зданий и множеством железнодорожных станций, а масштаб потенциального ущерба исчислялся десятками миллиардов фунтов стерлингов.
Тем не менее, решение о возведении Барьера Темзы было принято лишь в 1972 году. Строительство же началось только в 1974 году, а закончилось в 1984-м. Королева Елизавета II лично открывала грандиозное сооружение, разделившее поток реки на четыре сектора по 61м и два 30-метровых судоходных пролёта. Барьер на Темзе — второе по величине разводное защитное сооружение после аналога в Нидерландах.
Любопытно, что концепция этого проекта принадлежит инженеру Чарлзу Реджиналду Дреперу, который построил действующую модель по принципу обыкновенного латунного газового крана, доказавшую свою надёжность и экономичность, еще в 1950-м году.
Конструкция состоит из 9 стальных ворот, полностью перекрывающих реку шириной в 520 м. В спокойное время ворота плашмя лежат на дне, не сдерживая поток и пропуская суда любых размеров. Однако при необходимости эти ворота поднимаются на 90 градусов, полностью блокируя течение.
Эти ворота, полые изнутри, сделаны из стали толщиной в 1.6 дюйма. Каждая створка достигает 61 м в длину и весит 3 700 тонн. При погружении ворота заполняются водой. При подъеме ‒ опустошаются.
За первые пять лет своего существования Барьер использовали всего четыре раза. Однако с началом нового века город в полной мере ощутил необходимость спасительного сооружения. В 2001 году ворота пришлось поднимать 15 раз, в 2003 – 19 раз, в 2007 – 11 раз. Ожидается, что в ближайшие 40 лет блокировать течение Темзы придется до 75 раз за год. Всего же с момента открытия Барьер перекрывали 119 раз.
Расположенный в западной части столицы, в районе Вулвич, Барьер фактически сразу превратился в достопримечательность, любимую и туристами, и самими лондонцами. Особенно везучим даже удается увидеть конструкцию в действии, благо, предусмотрительные англичане проверяют ее минимум раз в месяц. Изначально, срок жизнедеятельности Барьера был рассчитан до 2030 года, однако недавний анализ показал, что он отлично прослужит до 2060-70 годов.
Любопытно, что с появлением спасительной конструкции довольно гнусную территорию у Королевских доков, где когда-то базировало производство шпал и телеграфных столбов, превратили в чудный Парк Барьера Темзы – один из самых зеленых районов Лондона с фонтанами и садами.
Впервые его привели в действие в январе 2014 года, когда Метеорологическая служба Великобритании предупредила об усилении штормовых ветров и угрозе аномально высоких приливных волн. У берегов британских графств Корнуолл и Девон, а также в Уэльсе, бушевали аномальные штормы. На уэльский курортный городок Эбериствит обрушились трехметровые волны, размыв набережную и затопив десятки магазинов и отелей на берегу.
В декабре министерство по защите окружающей среды опубликовало схематическое изображение того, как выглядел бы Лондон, если бы уровень моря продолжил подниматься, и при этом не было бы барьеров: под водой оказались бы здание Парламента, стадион Арена О2, Тауэрский мост, а также районы Саутуарк, Собачий остров, Уайтчепел и Вест Хэм.
Сейчас, из-за обильных ливневых дождей, существует опасность, что из моря в реку поступит большое количество воды, и западная часть столицы пострадает от наводнения. Как заявил один из смотрителей барьера Эдмон Форд, чтобы предотвратить это, барьер используется на полную мощность. С 6 декабря его закрывали уже 28 раз. Это пятая часть всех случаев закрытия барьера — всего он закрывался 150 раз- с момента его пуска в эксплуатацию. Были годы, когда барьер вообще не использовался. Закрытие барьера в декабре 2012 года стало первым с марта 2010. Барьер с 10 стальными шлюзами достигает 520 метров (1700 футов) в высоту. В открытом состоянии ворота шлюзов лежат на дне реки, при закрытии они поднимаются, пока полностью не перекроют реку. Протяженность четырех главных ворот 61,5 метров (200 футов), вес каждого из них составляет 3000 тонн. Барьер закрывают сразу после отлива, создавая «резервуар», который будет наполняться водой из реки. чтобы закрыть барьер, требуется 75-90 минут, от начала закрытия ворот внешнего шлюза, до полного закрытия промежуточных ворот.
Существует и промежуточное положение, позволяющее контролировать поток воды.
Смотрители дожидаются, когда сравняется уровень воды по обе стороны Барьера, затем ворота шлюза открываются, вода вытекает. За счет запаса пространства вода не может перелиться через Барьер. Уровень воды понижается дюйм за дюймом, что заметно ощущается верх по Темзе, в районе Моусли — в 12 милях от центра Лондона. Там влияние прилива особенно заметно. И от разницы в дюйм может зависеть, попадет ли вода в дом или остановится на уровне фундамента.По свидетельству источников, в 1928 г. в результате разлива Темзы между районами Сити и Саутуарком к востоку и между Патни и Хаммерсмитов на запад от реки, уровень воды на улицах достигал 4 футов (1,2 м).
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:
ТЕМЗА, СЭР КИТ!