Как бы мне хотелось прогуляться по крышам Стокгольма! Согласитесь, подобная экскурсия могла бы превратиться в замечательное авантюрное приключение. А главное, до чего забавно было бы наблюдать за обычными гражданами, спешащими по своим делам или чинно прохаживающимися где-то далеко внизу…
ТРАНСПОРТ КОПЕНГАГЕНА
24 июля 2016 в 10:46, просмотров 7263
ЛЮДИ РУЛЯТ
Транспортная политика Копенгагена отличает датскую столицу от большинства ведущих европейских городов. В первую очередь, приоритетом в пользу людей, а не машин. Под «людьми» подразумеваются велосипедисты, пешеходы и пассажиры общественного транспорта. Причем довольно часто все эти категории прекрасно сочетаются в одном лице «пассажиро-вело-пешехода», комбинирующем способы перемещения.
Автор: Елена ШПИЗ
В Копенгагене создана целая система пешеходных маршрутов. Огромные прогулочные зоны города полностью перечеркнули автомобильное движение в центре крестом из двух пешеходных улиц Strøget и Købmagergade.
Транспорт Копенгагена представлен городскими электричками S-tog, пригородными поездами, автобусами, водными автобусами, электробусами и метро. Трамваев и троллейбусов в столице нет, их ликвидировали в 1963 году. Система оплаты всех видов транспорта – единая.
Вся власть – велосипедистам!
Стандартная копенгагенская автодорога выглядит так: ближе к разделительной линии полоса личного автотранспорта, далее полоса для автобусов, далее широкая двухрядная велодорожка, и, наконец, пешеходный тротуар. Чаще всего велодорожки находится в полууровне между проезжей частью и тротуаром, таким образом каждый участник движения четко ощущают границу своих «владений». Однако периодически, велодорожки совмещаются с автобусной полосой, что крайне неудобно, но логически обоснованно.
Направление движения по велодорожках чаще всего дублирует автотранспортное. Для разворота нужно доехать до перекрестка, однако велосипедист всегда может «превратиться» в пешехода, дабы избежать лишних перемещений.
В Копенгагене есть районы, где полосы для машин отсутствуют в принципе. К примеру, Nørrebro-gade, где могут проехать только автобусы и велосипедисты.
В целом, велодорожки Копенгагена представляют единую развитую систему, в чем-то даже превосходящую автомобильную. Тем более, что автомобилям в центре города парковаться запрещено, чуть подальше – только платно, а бесплатные парковки на окраинах нужно еще поискать. На велосипеде же можно парковаться где угодно, велопарковки есть у каждой станции электрички и метро.
А вот пунктов проката велосипедов в Копенгагене не много. Видимо, они не пользуются спросом у местных жителей, которые, можно сказать, рождаются с велосипедами.
Исследовательская компания YouGov утверждает, что каждый шестой датчанин хотя бы раз в своей жизни угонял чужой велосипед! Чаще всего, по ошибке – после бурных ночных возлияний в барах. Однако датским страховщикам подобные «ошибки» обходятся в $ 25 млн ежегодно. (Ист: © VeloMesto)
Система оплаты городского транспорта
Оплата проезда на копенгагенском городском транспорте зонно-временная: оплатив нужные зоны, можно перемещаться в их пределах на любом виде транспорта с любым количеством пересадок. Время действия карточки зависит от количества зон – чем их больше, тем дольше оплаченный период. Для тех же, кто ездит особенно много, существует 24-часовой билет (действительный в течении суток), на разное количество зон и дней.
Карточки оплаты проезда:
- Klippenkort – с номиналом по количеству зон. Номинала в одну зону нет. Для оплаты можно комбинировать карточки разного номинала. Эти карточки нужно пробивать через специальные «желтые ящики». Система та еще – с ходу можно не разобраться. Впрочем, местные граждане, если что, помогут…
- Электронная. Эту карточку нужно просто подносить к валидатору в начале и, обязательно (!), конце поездки – иначе система не поймет, что вы прекратили поездку и продолжит списывать деньги. Для контролеров важно, чтобы во время вашей поездки карточка была активна.
Карточки продаются в основном через автоматы на станциях метро и электричек. Турникетов на станциях нет, однако в поездах активно работают контролеры.
Электрички
Городская электричка S-tog – самый популярный транспорт Копенгагена. Электропоезда идеально приспособлены для города. У них множество дверей, просторные тамбуры, специальные места для провозки велосипедов. Причем на платформах имеются соответствующие значки – строго напротив которых при остановке поезда открываются двери в вагоны с велохранилищами. Кроме того, на всех станциях электрички есть лифты, в которые можно зайти с велосипедом.
В центре городская электричка ходит с интервалом в 2 минуты. Далее ее маршруты разветвляются на три направления, соответственно, интервалы между поездами увеличиваются. Имеется еще полукольцевая линия.
Количество маршрутов по будням и в выходным разное. В будни через центр проходит 6 маршрутов. В выходные некоторые прямые поезда от одной окраины до другой отменяются, соответственно, пассажирам приходится пересаживаться, чтобы добраться до отдаленных станций, при этом интервалы между поездами увеличиваются до 30 минут.
На центральном участке всего семь станций, одна из которых Главный вокзал (Kobenhavn H). Ветка проходит по окраине центра Копенгагена, по линии некогда существовавших бастионов, ныне превращенных в парки. Соответственно, в сам центр городская электричка не заходит. Так что до постройки метро добраться туда городским транспортом было невозможно.
Сейчас в центр можно добраться на метро, сделав пересадку на станции Vesterport. Единственная проблема в том, что в часы пик из-за чрезмерной перегрузки велосипедистам пользоваться этой станцией запрещено.
Пригородные поезда
Также в пределах города можно ездить и на пригородных поездах, причем по обычным транспортным билетам. К примеру, из центра Копенгагена очень удобно добираться до аэропорта на пригородно-международном поезде Öresundståg, следующем из датского города Helsingør в шведский город Helsingborg.
Путь Главного вокзала Копенгагена до аэропорта занимает всего 14 минут. Интервал между электричками 20 минут. При этом, в отличие от наших неадекватно-разорительных аэроэкспрессов, копенгагенский «аэротрансфер» стоит также, как и любой другой городской транспорт.
Поезда Öresundståg появились благодаря построенному в 2000 году Эресуннскому автомобильно-железнодорожному мосту через одноименный пролив, разделяющий Швецию и Данию. Это единственный сухопутный путь из основной части Европы в Скандинавию с новой линией от Копенгагена через аэропорт до Мальмё.
Эту линию построили исключительно для пассажирского транспорта. Технически, решить задачу было крайне сложно, потому как вокзал Мальмё между центром города и портом был тупиковым. В итоге было проложено 6 км подземных путей. Четырехпутную конечную станцию Malmö centralstation построили на небольшой глубине, прямо под каналом. В общей сложности, стоимость проекта обошлась в SEK 8 млрд (чуть более $932 млн). Смыл этой линии для местного населения огромен. Многие жители Копенгагена работают в Мальмё и ездят на работу на электричке.
Благодаря этому поезду аэропорт стал одинаково хорошо доступен для жителей датского и шведского побережий Эресунна. Причем население этой части Швеции предпочитает аэропорт Копенгагена стокгольмскому.
Метро
Копенгагенское метро открылось только в 2002 году. Это единственное метро в Дании. Тем не менее, в 2008 году его признали самым безопасным не только в Европе, но и в мире. Метро Копенгагена очень комфортное, с удобными сквозными вагончиками, идеально приспособленное для инвалидов и велосипедистов. Поезда метро полностью автоматизированы, управляются без машинистов. В вагонах есть специальные площадки для пассажиров на инвалидных креслах или с велосипедами.
Попасть на станции можно через подземный переход или на стеклянном лифте, вмещающем 10 человек.
Метро состоит из двух линий – «зеленой» М1 (Ванлесе – Вестамагером) и «желтой» М2 (Ванлесе – Луфтхаун), совпадающих на участке от конечной станции Ванлесе до станции Кристиансхаун.
Линия М1 (протяженность 13, 1 км, 22 мин.) включает 8 наземных и 7 подземных станций и соединяет центр Копенгагена с районом Эрестад.
Линия М2 (протяженность 14, 2 км, 23 мин.) включает 8 подземных и 8 наземных станций, соединяет центр Копенгагена с восточной частью острова Амагер.
Метро Копенгагена работает круглосуточно. Интервал между поездами от 2 – 20 минут. С 7.00 до 10.00 и с 15.00 до 18.00 на участке Ванлесе — Кристиансхаун интервал на обеих линиях 2 минуты, на ответвленных участках – 4 минуты. В остальное дневное время интервал на общем участке 3 минуты, на расходящихся – 6 минут.
В ночное время в рабочие дни интервалы между поездами 20-25 минут, в выходные – 15 минут.
У входов в копенгагенское метро установлены 5-метровые электронные дисплеи с информацией о станциях. Автомобильных парковок у метро практически нет. Зато с велосипедными проблем никаких.
Билеты в метро продаются в кассах и через автоматы на каждой станции. Турникетов на станциях нет, но в самих поездах активно работают контролеры.
Стоимость одной поездки в пределах 1-3 зон – 13,5 крон (около 2 евро). При переезде в каждую следующую зону стоимость поездки увеличивается.
Автобусы Копенгагена
Наземный общественный транспорт Копенгагена представлен исключительно автобусами. Центральный терминал находится в центре города на Ратушной площади. Минимальная стоимость разового билета Grundbillet 17 датских крон (примерно, 2,71 евро). В зависимости от количества зон, стоимость поездки увеличивается.
Для удобства граждан автобусные маршруты разделены на категории.
Обычные автобусы A-bus (желтые или красно-желтые, буква «А» после номера, красный цвет в расписании) – курсируют по всему городу по выделенным полосам, с большим количеством остановок. Интервалы в час-пик – 3-4 мин.; вечером – 10 мин.; ночью от 20 мин. до часа. Важно обращать внимание на конечную остановку автобуса: в позднее время многие рейсы укорачиваются, ближе к конечным, интервалы увеличиваются в 2-3 раза.
Региональные и дальние перевозки S-bus (желто-голубые, буква «S» после номера). Первоначально использовались только комфортабельные автобусы с удобными креслами, багажными полками, тонированными стеклами и кофемашинами. В настоящее время не отличаются от обычных.
Экспресс – E-bus (желтый, буква «Е» после номера маршрута, зеленый цвет в расписании). Отличается от S-bus только меньшим количеством остановок. Работает часто только в часы пик по будням.
Ночной – Natbus (серый, буква «N» после номера маршрута, темно-серый цвет в расписании).
Дневные автобусы начинают ходить в 5:00, заканчивают в 1:00. Ночные автобусы Natbusser курсируют с 1:00 до 5.00.
Власти Копенгагена создают все условия для максимального удобства городского транспорта. Вплоть до того, что автобусы, отъезжающие от Главного вокзала «переходят дорогу» вместо пассажиров – тот самый случай, когда Магомед идет к горе. Учитывая, что в этом месте крайне интенсивное движение, был найден способ избавить граждан с чемоданами от пересечения опасной магистрали. Для этого сделали специальный «карман» для стоянки автобусов, которые должны уезжать с противоположной стороны улицы. Эти автобусы перестраиваются в левый ряд, стоят на отдельном светофоре, потом пересекают дорогу, заезжают в «карман», забирают пассажиров и возвращаются обратно.
Электробус
Электробусы – симпатичные маленькие машинки, которые ходят по круговому маршруту 11А в центре Копенгагена и довозят до всех основных достопримечательностей в этой части города.
Водный автобус
Копенгаген – город на воде, по каналам и портовой акватории которого ходит удобный водный автобус (желтый катер). Водный автобус датской столицы входит в общегородскую транспортную систему, соответственно, проезд оплачивается также как в обычном автобусе, электричках и метро.
Для того, чтобы не возникало путаницы с маршрутами, которых по сути два – «туда» и «обратно» – водные автобусы меняют нумерацию, в зависимости от направления движения: либо №991, либо №992. А в особенно загруженном районе Новой оперы ходит дополнительный водный автобус №993, связывающий Nyhavn и Cristianshavn.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:
МАГИЯ СТОКГОЛЬМА
Оставить отзыв | |