Подлые интриги порой омрачают успех даже самых великих исторических экспедиций. Америку открыл Христофор Колумб, однако назвали континент в честь школьного товарища Леонардо да Винчи – Америго Веспуччи. Сиверный полюс первым покорил доктор Фредерик Кук, однако «официальный первооткрыватель» Роберт Пири сделал все, чтобы уничтожить честное имя своего конкурента и хладнокровно сломал жизнь человека, который неоднократно спасал от гибели его самого…
ЮЖНЫЙ ПОЛЮС: ПУТЕШЕСТВИЕ МЕЧТЫ
16 июня 2017 в 10:22, просмотров: 8723
СЕРГЕЙ ДОЛЯ: «РЕШИЛ ЗАМКНУТЬ ЗЕМНУЮ ОСЬ!»
Поход на Северный полюс стал для меня одним из самых захватывающих путешествий, после которого захотелось попасть на Южный – замкнуть, так сказать, земную ось с обеих сторон. Я уцепился за эту возможность и позвал в компанию Тему, который тоже мечтал туда попасть.
Если Северный полюс был условно-экстремальным приключением – мы шли на ледоколе, было ощущение покорения стихии, то путешествие на Южный оказалось, скорее, утомительным: 40 часов перелетов туда и 40 обратно с ночевками в Антарктиде и в залах ожидания аэропортов…
Текст: Сергей ДОЛЯ
Наше путешествие началось из Долькабара, где мы с Темой съели по грильяте и повидались с друзьями. Оттуда летели до Мадрида (5 часов), потом до Сантьяго (еще 13,5 часов), затем до Пуенто-Монта (1,5 часа), а оттуда до Пунта-Аренаса (2 часа). Во время пересадок ждали по несколько часов.
В Пунта-Аренасе заселились в гостиницу, а через день вылетели из Чили в Антарктиду. Дело в том, что Пунта-Аренас – небольшой портовый город на Магеллановом проливе, и многие экспедиции в Антарктиду начинаются именно оттуда.
Однажды я уже был Пунта-Аренасе. Функции маршрутных такси там выполняют обычные легковушки. Деревья в центре красиво подстрижены. А урны и мусорки в городе подняты на метр от земли, чтобы кошки и собаки не могли в них забраться. Как и в любом городе Чили, в Пунта-Аренасе немыслимое количество собак. Просто какая-то собачья страна…
В первый же день к нам приехали организаторы путешествия – американцы – и проверили нашу экипировку. Оказалось, что мне не хватает горнолыжной маски (от ветра), крема от солнца и третьих штанов. Кроме того американцы оказались крайне дотошны насчет правил и помешаны на экологии. Нам велели взять с собой две бутылки с большими горлышками: одну, чтобы из нее пить, вторую – чтобы в нее писать. Нас предупредили, что если мы пописаем в снег, им придется вырезать кубометр льдины, вывозить ее в Чили и там утилизировать, чтобы ничто не нарушило первозданную чистоту Антарктиды. Смысл всех последующих брифингов сводился к тому, что после себя в Антарктиде человек должен оставить только следы на снегу.
Пришлось идти в город, докупать все необходимое.
На ознакомительном брифинге было две группы: в первую входили желающие лететь к 89-ой параллели, а оттуда добираться до полюса на лыжах (это, примерно, 100 км и 10 дней пути). На этих ребят, кстати, тоже распространялось требование писать в бутылочки и тащить их на себе.
Вторая группа – наша – летела к самому полюсу. Команда состояла из 13 человек, 11 из которых оказались русскими. Судя по всему, Южный полюс стал крайне популярным направлением для наших соотечественников.
Единственная компания, которая официально возит путешественников в Антарктиду – ALE Antarctic Logistics and Expeditions – отличные ребята, устраивают все ответственно, на высшем уровне. Мы все бронировали через их партнера в России – компанию Special Travel Club:
Из Пунта-Аренаса мы четыре с половиной часа летели до лагеря в Антарктиде, потом оттуда еще пять часов до полюса. Часть экипировки арендовали у ALE. Я заранее договорился на спальник, кто-то брал перчатки или штаны.
После брифинга мы вновь вышли прогуляться по городу, добрались до центральной площади с памятником Магеллану. Считается, что если поцеловать большой палец на ноге у Магеллана, обязательно вернешься сюда снова. Тема палец целовать не стал, но пощекотал. Статуя щекотки не испугалась…
Следующим утром нас забрал автобус и повез в аэропорт. Я первый раз увидел автобус с дверью внутри салона. Сделано этого для того, чтобы не выпускать тепло (на улице прохладно).
Около аэропорта мы увидели небольшую конструкцию, символизирующую полет на Южный полюс.
Наши вещи в аэропорту никто не проверял: как они были в автобусе, так и проехали. Нас попросили пройти через охрану, но даже не смотрели паспорта.
С нами летели ребята из клуба «Семь вершин«. У альпинистов есть почетная традиция: покорить семь самых высоких вершин на семи существующих континентах. Участники клуба летели не на сам полюс, а на горный массив Винсен, который считается высшей точкой Антарктики.
После этого мы загрузились в Ил-76 и полетели…
Арктическая станция Амундсен-Скотт, названная в честь руководителей первых экспедиций – точнее, первой и второй – ступивших на Южный полюс, поражает своим размахом и технологиями. В комплексе зданий, вокруг которых на тысячи километров нет ничего, кроме льда, находится прямо-таки свой отдельный мир. Нам не раскрыли всех научных и исследовательских секретов, однако провели интереснейшую экскурсию, показали как живут полярники…
Первоначально, станцию построили ровно на географическом южном полюсе, однако из-за движения льда за несколько лет база сместилась в сторону на 200 метров.
Это наш самолет DC-3. На самом деле он был сильно модифицирован компанией Basler и практически вся начинка в нем, включая авионику и двигатели, стоит новые. Самолет может садиться как на землю, так и на лед.
По прилету нас встретил сотрудник станции и провел для нас экскурсию по главному зданию.
Здание стоит на сваях, как и многие дома на севере, чтобы под ним не растапливало лед, и строение не «плыло». Пространство снизу настолько сильно продувается ветрами, что снег под станцией не чистили ни разу с момента возведения!
Чтобы попасть на станцию, необходимо подняться по лестнице два пролета, что весьма затруднительно из-за того, что воздух разрежен.
А у жилых блоков вид довольно своеобразный. Окошки совсем маленькие…
Во время нашего посещения на полюсе было -25°С. Мы прилетели, облачившись в три слоя одежды, шапки, балаклавы и т.д. А тут нас вдруг встретил парень в легком свитерке и кроксах. Он сказал, что привыкший, пережил уже несколько зим и максимальный мороз, который тут застал – -73°С(!) Так что минус сорок для него все равно, что для нас лето…
Станция внутри просто поражает. Начнем с того, что в ней есть огромный спортзал. Популярные игры среди сотрудников – баскетбол и бадминтон. Для обогрева станции тратят 10 000 галлонов авиационного керосина – в неделю.
Сама станция – двухэтажная. Каждый этаж «пронизывает» длинный коридор. Направо уходят жилые блоки, налево – научно-исследовательские.
А с балкона открывается вид на хозяйственные постройки.
Все, что может храниться в неотапливаемых помещениях, лежит в отдельных ангарах.
Это нейтринная обсерватория Ice cube, с помощью которой ученые ловят нейтрино из космоса. Вкратце это происходит так: столкновение нейтрино и атома производит частицы, известные как мюоны, и вспышку голубого света, называемую излучение Вавилова — Черенкова. В прозрачных арктических льдах оптические датчики IceCube смогут его распознавать. Обычно для нейтринных обсерваторий роют шахту на глубине и заливают водой, но американцы решили не мелочиться и построили Ice cube на Южном полюсе, где льда предостаточно. Размер обсерватории — 1 кубический километр, отсюда, видимо, название. Стоимость проекта – $270 млн.
Кстати, в этом магазине можно купить пиво и газировку, но продают их только сотрудникам станции.
На историческом Южном полюсе стоит палка, которая не меняется со времен первооткрывателей. А указатель географического Южного полюса передвигают каждый год в связи с поправкой на движение льда. На станции есть небольшой музей набалдашников, накопленных за эти годы.
СПРАВКА «МВ»:
Средняя стоимость путешествия на Южный полюс – $80 000.
Любопытные факты:
- Южный полюс находится в пределах Полярного плато Антарктиды на высоте 2800 м.
- Географические координаты: 90°00′00″ южной широты. Долготы полюс не имеет.
- День и ночь длятся примерно по полгода.
- Толщина льда в районе Южного полюса — 2840 м.
- Среднегодовая температура воздуха 48,9 °C (максимальная −12,3 °C, минимальная −82,8 °C).
- Первым Южный полюск покорила норвежская экспедиция Олафа Бьоланда, Сверре Хасселя, Хельмера Хансена и Оскара Вистинга под руководством Руаля Амундсена в декабре 1911 года.
- 14 мая — 30 июля — полная полярная ночь, в течение которой нельзя зафиксировать или увидеть малейшее количество солнечного света,
- 31 июля — 18 августа — астрономические сумерки (не видны самые слабые звёзды)
- 19 августа — 6 сентября — навигационные сумерки (можно различить горизонт)
- 7—23 сентября — гражданские сумерки (белые ночи, видны самые крупные звёзды)
- 23 сентября — 21 марта — полярный день
- 22 марта — 8 апреля — гражданские сумерки (при полном отсутствии облачности можно читать и писать, работать без искусственного освещения)
- 9 апреля — 24 апреля — навигационные сумерки (видны звёзды средней величины, можно отличить небо от земли)
- 25 апреля — 13 мая — астрономические сумерки (солнечный свет не даёт увидеть самые слабые звёзды).
Оставить отзыв | |