ВЕСНА ВУЛОВИЧ: С НЕБЕС – НА ЗЕМЛЮ!

2 января 2017 в 09:23, просмотров 2873

 ИСТОРИЯ СТЮАРДЕССЫ, ВЫЖИВШЕЙ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ 10 КМ

Это эксклюзивное интервью с бортпроводницей Весной Вулович, попавшей в Книгу рекордов Гиннеса после чудесного спасения в авиакатастрофе, которая произошла в январе 1972 года над немецким городом Хермсдорф, было опубликовано  в еженедельнике «Аргументы и факты» 9 апреля 2008 года. Тогда обозреватель газеты Георгий Зотов разыскал эту удивительную женщину в Белграде, где она жила и продолжала работать в «Югославских авиалиниях» (правда, на земле, потому как в небо ее больше не пустили, – прим. ред.) А буквально накануне Новогодних праздников – 23 декабря 2016 года – этой уникальной женщины не стало. Ей было всего 66 лет…

Источник фото: http://360tv.ru/

Авиалайнер следовал по маршруту из Копенгагена в Белград. 29 пассажиров и члены экипажа, находившиеся на борту, погибли. Лишь 22-летняя стюардесса Весна Вулович чудом осталась жива, упав на землю с высоты 10 160 метров! 

Автор: Георгий ЗОТОВ, «АиФ»

После того как Весна смогла ходить, она снова летала на самолётах и продолжала работать в «Югославских авиалиниях». Обозреватель «Аргументов и фактов» разыскал Весну Вулович в Белграде, и она согласилась поделиться с читателями «АиФ» подробностями чудесного спасения.

«Никакого страха не осталось даже в подсознании»

Георгий Зотов: Просто удивительно, как вы не боялись летать после той авиакатастрофы. По-моему, пережив такое, к самолёту даже на пушечный выстрел не подойдёшь.

Весна Вулович: Мне нечего бояться – я практически ничего не помню: моя память остановилась за час до полёта. Я вспоминаю, как уборщица чистила самолёт, помню женщин-пассажирок, стоящих в очереди на посадку… Рассказывали, что они были с детьми, но вот детей я не запомнила. Никакого страха не осталось даже в подсознании. Когда через два месяца после падения меня перевозили на самолёте из Праги в Белград, врачи собирались сделать мне инъекцию снотворного: мол, иначе в полёте будет истерика. Я возмутилась — что вы, мне нравится летать! Воспоминания о взрыве на борту вернулись неожиданно. Это случилось 10 лет назад. Мальчишки поджигали на улице петарды в новогодний праздник. И вдруг я тут же вспомнила: громкий звук – БУМММ! – нестерпимо яркий свет и холод…

– Говорят, вы вообще не должны были лететь на том самолёте?

– Да. Такое ощущение, что судьба играет со мной. Человек, который отвечал за полётные списки, ошибся. Я и другая стюардесса носили имя Весна. И он поставил вместо «Весна Николич» – «Весна Вулович», случайная ошибка. После авиакатастрофы стюардесса Николич уволилась: больше в своей жизни она не летала НИКОГДА. 

– Врачи дают какое-то объяснение тому, что вы выжили?

– У меня всегда было очень низкое кровяное давление. Когда человек резко оказывается на большой высоте, где совсем нет кислорода, он умирает практически сразу – у него разрывается сердце. После взрыва я потеряла сознание. Именно это – вкупе с низким давлением – спасло меня от быстрой смерти в воздухе. А вот почему я осталась цела, упав на землю, – этого я и сама не знаю. Я всегда занималась спортом, тело было гибким, гнулось в любую сторону – вероятно, из-за этого я получила меньше переломов, чем могла бы.

________________________________________________________________________________

– Никакого страха не осталось даже в подсознании. Когда через два месяца после падения меня перевозили на самолёте из Праги в Белград, врачи собирались сделать мне инъекцию снотворного: мол, иначе в полёте будет истерика. Я возмутилась — что вы, мне нравится летать! Воспоминания о взрыве на борту вернулись неожиданно. Это случилось 10 лет назад. Мальчишки поджигали на улице петарды в новогодний праздник. И вдруг я тут же вспомнила: громкий звук – БУМММ! – нестерпимо яркий свет и холод…

________________________________________________________________________________

Есть ещё версия, что заснеженные кроны деревьев «придержали» куски самолёта.

– Нет, тогда вообще не было снега — он выпал позже. Очень хорошо, что на обломки авиалайнера вскоре наткнулся местный житель – немец Бруно, во время войны служивший в вермахте. Он обнаружил, что у меня есть слабый пульс, и оказал первую помощь. Всё делал очень правильно – например, не пытался двигать моё тело, заметив, что у меня сломан позвоночник. Если бы не Бруно – мы бы тут с вами не сидели.

– Травмы были серьёзными?

– Ещё бы! Я сломала левую руку и ногу, три позвонка (один из них был просто раздавлен), в нескольких местах проломила череп. И после этого находятся люди, которые мило улыбаются и говорят: «О, ты счастливица. Как же тебе повезло!» Ненавижу это слово.

– Почему?

– Если бы мне действительно повезло, я бы вообще не села в этот самолёт. А так я упала с небес, переломала себе все кости, потеряла память, четыре с половиной года училась ходить, и при этом мне ещё и завидуют! Да уж – отличное везение, нечего сказать.

«Никакой тревоги перед тем полетом я не чувствовала»

– Как отнеслась к чудесному спасению ваша семья?

– Они полагали, что меня спас святой Георгий: он считался нашим семейным покровителем. Когда я была совсем маленькой, бабушка со стороны матери покрестила меня в церкви, тайно, потому что родители были коммунистами. И когда авиакатастрофа случилась, бабушка сказала отцу: «Вот видишь! Ты говорил, что Бога нет, а я покрестила Весну, и она выжила». Отец впечатлился – начал верить в Бога, вышел из компартии. И ещё знаете, что я вам скажу? В случае авиакатастрофы очень важно выбрать место, где именно упасть (смеётся). Чешская медицина уже тридцать лет назад была лучше нашей. В палатах для больных полы с подогревом: в Белграде до сих пор такого нет.

– Вы чувствовали какую-то тревогу перед ТЕМ полётом?

– Нет, абсолютно. У меня весь январь был такой отвратительный, а этот день как раз выдался весёлый. А вот члены экипажа, напротив, были очень мрачны, не улыбались. Капитан наотрез отказался идти в город и на целые сутки заперся в своей комнате. Один человек из нашей команды сказал мне: «Я чувствую – завтра что-то произойдёт».

– То есть у вас в голове осталось: вы стоите у трапа самолёта, потом бац, и просыпаетесь в госпитале, вся в бинтах. О чём вы первым делом подумали?

– Я увидела мать и отца и страшно удивилась. «Что случилось, почему вы здесь и где я сама нахожусь? Куда вы дели мою собаку и мою кошку?» Моя память тогда жила ровно один день – наутро я опять всё забывала и задавала родителям те же самые вопросы: целый месяц подряд. Я не различала, день или ночь сейчас, – в общем, всё было смутно. Когда память вернулась, пришло чувство вины: боже мой, все мои коллеги погибли, а я осталась жива… как стыдно. Какое-то время я жалела, что не умерла вместе с ними.

«Я семь или восемь раз спасалась чудом»

– Вы не задавали себе вопрос: «почему я?» 

– Со мной такие вещи происходят постоянно. Кроме авиакатастрофы я была на грани смерти семь или восемь раз. Первый раз – в 12 лет, когда отдыхала на морском пляже в Черногории. Плыву на надувном матрасе, и тут к нему подплывает… акула. Я в шоке – откуда она взялась? Там отродясь никаких хищных рыб не водилось. Но оказалось, что эта акула следовала за одним крупным кораблём издалека и достигла наших берегов. Акулу отогнали, меня спасли. Второй раз – я поспорила со своим психически больным соседом о политике. Мужик достал нож и бросился на меня. Убежала. В третий – у меня была внематочная беременность, тяжёлый случай. Однако врачи откачали. Видимо, я притягиваю к себе смерть, но в последний момент кто-то неведомый отводит беду.

– Террористов, которые подложили бомбу в ваш авиалайнер, арестовали?

– Их имена установили, но не смогли отыскать за границей: ответственность за взрыв взяло на себя «Хорватское национальное движение». В 1991 году эти боевики вернулись в Югославию участвовать в гражданской войне и все погибли, кроме одного человека, который уехал в Аргентину. Меня часто спрашивают: это Бог их наказал? Я не знаю.

– После длительного лечения вы вернулись на работу в «Югославские авиалинии», трудились в главном офисе. Это верно, что вам категорически запретили летать?

– Да. Я не знаю, почему, но мне отказали в том, чтобы снова стать стюардессой. Казалось, одно моё присутствие на борту было бы хорошей рекламой, что самолёт не упадёт никогда: снаряд два раза в одну воронку не попадает. Однако чиновники – это чиновники: им было желательно, чтобы катастрофа поскорее забылась. Официально я больше не летала – только как турист.

«Самое безопасное место в самолете – середина!»

– Как вы считаете, какое место наиболее безопасно во время полёта?

– Ну, если брать мой случай, то это середина фюзеляжа — именно там меня и нашли среди обломков. Но все, кажется, знают — опаснее всего сидеть в «носу» авиалайнера. Хотя, если постоянно думать о катастрофах, «накручивать» себя, тогда вообще летать не надо. По ТВ круглосуточно муссируется – бен Ладен, террористы-камикадзе, взрывчатка. Раньше подобные случаи были редкостью, а сейчас стали нормой жизни. Даже я ловлю себя на мысли: а как бы я сейчас чувствовала себя в самолёте? Машешь рукой – ой, нет, лучше на поезде поехать. Впрочем, я уже давно не сидела в салоне авиалайнера – моя пенсия $400, из них половину плачу за квартиру: с такими доходами не до полётов.

Источник фото: https://informburo.kz/

– Ваше спасение стало широко известно по всему миру, и в родной Югославии на вас обрушилась небывалая слава. Получается, она не принесла вам ничего?

– Нет. А что такое популярность? В итоге она приводит к тому, что некоторые люди начинают тебя ненавидеть — просто так, на ровном месте. Стояла я как-то на остановке, ждала автобус: смотрю, один человек читает газету, где напечатано интервью со мной. А рядом две женщины злобно обсуждают: нет, ты посмотри, опять эта Весна, фу-ты ну-ты, деваться от неё некуда. Я разозлилась и десять лет подряд не общалась с журналистами. О нет, один плюс всё-таки есть: в Лондоне на получении приза Книги рекордов Гиннесса я познакомилась с моим кумиром – Полом Маккартни! Попросила у него автограф, а он сказал: конечно, но сначала ты, Весна, дай мне свой автограф!

– Я слышал, вас сначала даже не пускали на церемонию…

– Правильно. Устроители ожидали, что упавшая с небес женщина приедет на инвалидной коляске, вся переломанная, на костылях, а тут я прихожу на своих ногах, они меня и не узнали. Правда, на приёме пришлось очень тяжело. Я была одета в платье из дешёвого шёлка за сто долларов и боялась сесть – всё сомнётся сзади. Провела на ногах целых 10 часов. Ко мне подошла бельгийская королева и любезно спросила, почему я не сажусь. Говорю: да вот, с платьем выйдет неудобно. Она мне: я, мол, в ещё худшем положении, моё платье стоит десять тысяч, а я всё равно не могу сесть – по этикету не положено!

– Я поражён, что после ТАКОГО вы можете ходить, лишь чуть прихрамываете.

– Всегда следует быть оптимистом. Я упрямая по жизни. Врачи утверждали: «У вас сломан позвоночник, скажите спасибо, что живы остались, вы никогда не сможете ходить», я спорила: «Ничего подобного – захочу и пойду». Так и вышло, я встала на ноги в день святого Саввы – это главный святой Сербии. С тех пор каждую годовщину этого события прихожу в храм поблагодарить Савву за исцеление. До недавнего времени я чувствовала себя более-менее нормально: 8 лет не ходила в медицинский центр на упражнения для позвоночника, но теперь сломанные кости стали болеть, реагируют на погоду. Чувствуете запах моих духов? Они называются «Чудо». Ну что ещё могло спасти меня при падении с 10 000 метров, кроме чуда? Я не должна была выжить, все доктора говорят. Но я сижу перед вами. Значит, это судьба.

– Так и знал, что под конец интервью вы скажете: «Теперь я верю в судьбу».

– А вы бы на моём месте не поверили?

P.S.

В мире насчитываются всего несколько случаев, когда люди, упав с огромной высоты, оставались живы:

● В 1942 году с высоты 7000 метров упал пилот подбитого Ил-4 Иван Чисов — он попал в овраг, полный снега, что спасло ему жизнь.
● В марте 1944 года над Германией был сбит самолёт англичанина Николаса Элкимейда. Рухнув с высоты 5000 метров на деревья, тот не пострадал.

В октябре 1973 года в Андах упал самолет Fairchild FH-227D Уругвайских ВВС, выполнявший чартерный рейс FAU 571 из Монтевидео в Сантьяго. На его борту находились 5 членов экипажа и 40 пассажиров (члены регбийной команды «Old Cristians», их родственники и спонсоры). Но на подлёте к Сантьяго лайнер влетел в циклон, врезался в скалу и рухнул у подножия горы. 12 пассажиров погибли при падении и столкновении со скалой, ещё 5 умерли позже от ран и холода. Затем при сходе лавин погибли еще 8 человек из оставшихся 28. Позже еще трое умерли от ран. Остальные чудом остались живы. Их нашли спустя 72 дня.

● В августе 1981 года на Дальнем Востоке столкнулись пассажирский самолёт Ан-24 и бомбардировщик Ту-16. Упав в кресле с высоты 5000 метров, выжила Лариса Савицкая: её нашли в тайге.

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ: 

Оставить комментарий
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отмена

Оставить комментарий

Average rating:  
 0 reviews