АНДЫграунд-1972

13 октября 2015 в 13:14, просмотров: 27283

СПАСТИСЬ НЕЛЬЗЯ ПОГИБНУТЬ

Чтобы выжить, им пришлось есть тела погибших товарищей, но церковь благословила все, что они сделали во имя спасения. С момента трагедии прошло 43 года…

Автор: Елена Шпиз

Эти люди были отрезаны от мира 72 дня. Их считали погибшими. Их перестали искать. Ради собственного спасения им пришлось есть тела своих погибших товарищей. И всетаки они сумели выжить и не сойти с ума

Самолет разбился в Андах на территории Аргентины, в провинции Мендоса. На высоте 3600м. Координаты: 34°45’54» южной широты, 70°17’11» западной долготы. Снижаясь сквозь циклон, самолёт зацепил скалу, потеряв хвост и крылья. А фюзеляж рухнул посреди пиков гор, покатился по склону и несся на бешенной скорости до тех пор, пока не врезался в толщу снега

Из рассказа главного героя тех событий Нандо Паррадо:

13 октября 1972 года наша команда по регби, состоявшая из молодых ребят по восемнадцатьдвадцать лет, которые пребывали в прекрасном настроении и чувствовали себя бессмертными, летела в Чили. Нас интересовали девочки, машины, спорт. Мы жаждали удовольствий. А через несколько часов оказались среди обломков самолета высоко в горах. И на сотни километров вокруг не было ничего, кроме скал, снега и льда

ПОЧЕМУ?

Казалось бы, к чему сейчас вспоминать катастрофу, которая случилась 40 лет назад? Тех молодых уругвайских регбистов из клуба Old Christians Club, которые летели из Монтевидео на товарищеский матч в столицу Чили Сантьяго на арендованном чартере. Но разве нужен специальный повод для того, чтобы всколыхнуть наше утонувшее в быту сознание?

Вы только задумайтесь, до чего предсказуемо и скучно мы живем. Принимаем за серьезные испытания пустяки, не стоящие выеденного яйца. Обижаемся на друзей, подозревая их в несуществующих предательствах. Жаждем проучить подлецов, не дожидаясь, пока это сделает сама жизнь. И, только оказавшись в экстремальных условиях, начинаем понимать, что такое настоящие проблемы. Когда чувство реальной опасности переворачивает с ног на голову все наши мысли и чувства. И то, что казалось неприемлемым в обычной жизни, становится совершенно естественным. А человек, который раздражал, превращается в лучшего друга, протянув руку помощи в отчаянный момент

НАКАНУНЕ

Это был 571-й чартерный рейс уругвайских ВВС. Причем за день до вылета ребятамрегбистам сообщили приятную новость: в салоне оставалось 10 свободных мест, и можно было взять с собой когото из друзей или родственников совершенно бесплатночтобы близкие могли поболеть за своих в стане соперников!

Один из игроковНандо Паррадосразу предложил маме и младшей сестре Сусанне полететь вместе с ним. Девушке было 17 лет, и она была непрочь немного пофлиртовать с симпатичными друзьями брата.

Самолет благополучно вылетел из Монтевидео, но в какойто момент погода резко испортилась, и пришлось совершить посадку у подножия Анд в аргентинском городке Мендосе, чтобы продолжить путешествие на следующий деньв пятницу, 13 октября. Однако изза циклона лететь напрямую в Сантьяго было невозможно. Пришлось взять курс на юг параллельно горам, потом на запад, а затем на север. Это и стало фатальной ошибкой. Альпинист Рикардо Пенья, возглавлявший экспедиции к месту катастрофы, подтвердил, что пилот принял роковое решение повернуть на север прямо над Андами. Судя по всему, ошибся изза плохой видимости, решив, что хребет остался позади

ПЯТНИЦА, ТРИНАДЦАТОЕ

– У нас была очень дружная команда, и после матча мы надеялись как следует развлечься, – рассказывает Нандо Паррадо, которого цитирует Пирс Пол Рид в своей книге «Живые: История спасшихся в Андах». – Так что в самолете царило веселье, Ребята смеялись, болтали. Я сидел у окна, а мой лучший друг Панчито Абаль у прохода. И вдруг он сказал: «Я тоже хочу посмотреть на облака!». И мы поменялись местами, даже не подозревая, что в тот момент определилась наша судьба: кому жить, а кому умереть

По рассказам пассажиров, гор за облаками не было видно. Но в какойто момент самолет стало трясти, а потом произошел страшный удар. 12 человек погибли сразу. И все же случилось чудо: благодаря мастерству пилотов, борт не врезался в скалу, а жестко приземлился среди гор, и 33 пассажира выжили. Однако нужно было срочно решать, как спасаться от холода, к которому жители уругвайского побережья совершенно не были готовы. Тем более, в условиях высокогорья.

Ночью температура опустилась до –2 градусов. Умерли еще 5 человек. А некоторые получили тяжелые ранения, и долго оставались без сознанияв том числе Нандо Паррадо

ПЕРВОЕ УТРО НОВОЙ ЖИЗНИ

Утром над местом катастрофы пролетал самолет, но никто не заметил белый фюзеляж разбившегося чартера, полностью слившийся с заснеженным горным ландшафтом. И хотя власти трёх стран начали незамедлительные поиски пропавших, спасатели так ничего и не обнаружили. И на восьмой день все операции были прекращены. А на 11-й день чудом спасшиеся люди услышали эту ободряющую новость из маленького радиоприемника, обнаруженного одним из пассажировРоем Харли.

У этих людей не было ни тёплой одежды, ни обуви, ни медикаментов. Чтобы хоть както помочь раненым товарищам, два студентапервокурсника из медицинского колледжа делали гамаки и ортопедические шины из обломков самолёта.

А вскоре выяснилось, что у выживших почти нет еды. Несмотря на строжайшую экономию, запасов продовольствия могло хватить всего на несколько дней.

Но тут Нандо Паррадо, которого считали погибшим, потому что он долго не подавал признаков жизни, неожиданно начал приходить в себя. Его мать погибла сразу, сестра скончалась чуть позже.

— Меня поразили красота и величие гор, когда я впервые вышел из самолета, – рассказывал потом Нандо. – Было очень холодно и очень тихо. И ничего из того, что можно было бы съесть!

На 10-й день после своего чудесного спасения пассажиры 571-го рейса осознали, что еды не осталось совсем.

НАДЕЖДА УХОДИТ

Когда речь идет о выживании, на многие вещи начинаешь смотреть иначе, – рассказывает Нандо. – Нас терзали одни и те же страхи, нам больше неоткуда было ждать помощи. Мысль о том, что мы можем есть наших мертвых товарищей пугала, но не покидалаона возникла у многих из нас одновременно!

Все пассажиры самолета были верующими католиками и поначалу пришли в ужас от одной только мысли, что можно поступить так с погибшими друзьями. Но через несколько дней люди, измученные голодом, пришли в такое отчаяние, что вынуждены были смириться со страшной реальностью. Некоторые даже сравнили этот каннибализм во имя спасения с обрядом Святого Причастия.

Впоследствии Папа Римский благословил все, что произошло в Андах.

– Не помню, кто из нас начал этот разговор первым, – рассказывал Нандо, – но уже 5-6 часов спустя об этом говорили все. И тогда был срезан первый кусок мяса с тела погибшего. В тот момент мы заключили соглашение. Каждый разрешил остальным в случае своей смерти съесть его тело, чтобы хотя бы один из нас смог спастись.

СПАСИТЕЛЬНАЯ ЛАВИНА

Район, где упал самолет, оказался лавиноопасным, и однажды ночью ничего не подозревавщие люди услышали странный звук. Потом земля затряслась, и за считанные секунды салон самолета заполнился снегом. Восемь человек погибли сразу. Остальные девятнадцать оказались пленниками в «теле» разбившегося самолета

Тогда Нандо выбил ногами окошко в кабине пилотов, чтобы в салон стал поступать воздух. Однако выбраться наружу люди смогли только три дня спустя. И всетаки эта лавина спасла жизнь всем, оставшимся в живых. Вопервых, укрыла фюзеляж самолета плотным слоем снега, оберегая его от холода и бурь. Вовторых, у тех, кто спасся, появилась еда – 8 новых погибших тел, благодаря которым они продержались еще полтора месяца. Сознавать это было очень тяжело и жестоко. Но это была правда.

НОВОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ

Спустя месяц после крушения Нандо Паррадо и двое его товарищей отправились исследовать окресности и обнаружили обломки чартера. Там было несколько чемоданов, маленькая коробка конфет и 24-вольтовые батареи, установленные в хвостовой части самолета. В тот момент забрезжила сумасшедшая надеждареанимировать рацию в кабине пилотов и послать сигнал SOS.

Однако батареи оказались слишком тяжёлыми и дотащить их до фюзеляжа было невозможно. Пришлось идти за рацией и возвращаться к хвосту, чтобы попытаться послать сигнал оттуда. Однако из этой затеи ничего не вышло, потому что электрические системы самолета используют переменный ток, а батареи в хвосте выдают постоянный. Это был полный крах. Связь с миром окончательно оборвалась

Оставался единственный выход: самим выбираться к людям! Судя по словам пилотов, самолет пролетел город Курико, а это означало, что Зелёные Долины Чили находились всего в нескольких милях к западу от места падения.

Но кто же отправится в опасный поход? Вызвались Нандо Паррадо, Роберто Канесса, Нума Туркатти и Антонио Визинтин. Однако незадолго до экспедиции Туркатти умер от заражения крови, а Канесса долго не решался отправляться в путь зимой. Слишком велик был риск погибнуть от обморожения.

СТРАХ НАСТОЯЩИХ ХРАБРЕЦОВ

Однако дальше откладывать путешествие было невозможно. И больше всех нервничал Нандо, который дорожил каждой минутой, потому что понимал, что запас мертвых тел скоро закончится, и тогда придется съесть останки его матери и сестрыНандо даже думать об этом не хотел. И 12 декабря трое храбрецов наконецто отправились в путь, взяв с собой спальный мешок, сшитый Карлитосом Паэсом из теплоизоляции фюзеляжа, большую часть имевшихся вещей и трехдневный запас мяса.

Главная сложность заключалась в том, что ни Нандо Паррадо, ни Роберто Канесса, ни Антонио Висинтин никогда прежде в горы не ходили, и четкого плана действий у них не было. К тому же, чем выше они поднимались, тем труднее становилось дышать.

Для того чтобы сделать один шаг, я должен был вдохнуть не меньше пяти раз, но мы все равно поднимались к вершине, – вспоминает Нандо. – Люди называли нас храбрецами, а на самом деле нас гнал вперед страх!

Почти у самой вершины Роберто сказал, что видит дорогу, и впоследствии это подтвердилось, но в тот момент казалось слишком невероятным.

– У нас был один шанс из тысячи! – рассказывал Нандо. – Но когда я, наконец, взобрался на первую вершину и огляделся, то буквально застыл от ужаса. Я не мог говорить, не мог дышать, не мог даже думать. Я просто не мог в это поверить. Я видел одни лишь высокие горы, покрытые снегом, со всех четырех сторон, до самого горизонта. Я словно еще раз умер. Вид, который нам открылся, не оставлял никаких надежд, но пути назад не было. И я сказал Роберто, что нам придется идти вперед. Он посмотрел на меня и кивнул: «Хорошо. Мы уже многое сделали вместе. Давай теперь вместе умрем«.

Подъем на следующую вершину, преграждавшую им путь на запад, занял у путников три дня. В какойто момент Нандо и Роберто решили отправить Антонио «домой» к остальным, чтобы дальше идти вдвоем. Так было быстрее.

За 10 суток Нандо и Роберто прошли почти 65 километров, и за весь этот путь ни разу не строили себе укрытие. Чем ниже они спускались, тем теплей становился воздух. Им больше не грозила смерть от обморожения, однако появилась новая проблемамясо стало быстро портиться, и в любой момент они могли остаться без еды. Кроме того Роберто заболел дизентерией. Для ослабленного организма это было очень опасно.

И тут друзья увидели ручеек и пасущуюся поблизости коровуПоявилась надежда, что гдето рядом люди. И на следующий день они и в самом деле заметили человека на другом берегу бурной горной реки. Нандо и Роберто стали закричать, ио счастье! – человек их заметил. Причем удивлению его не было предела. Местный житель явно не ожидал встретить людей так высоко в горах. Но, вот ведь беда, вода так шумела, что фермер не мог их услышать. А переправиться вброд возможности не представлялось.

К счастью, незнакомец оказался сообразительным. Это был местный пастух по имени Серджио Каталан. Он нашел камень, привязал к нему бумагу с маленьким карандашом и перебросил через реку. Тогда Нандо написал записку: «Наш самолет упал в горах. Мы шли сюда пешком 10 дней. Около самолета остались еще 14 человек, они все в тяжелом состоянии. Нам нужно как можно скорее отсюда выбраться. У нас нет еды, наши силы на исходе. Когда вы за нами вернетесь? Пожалуйста, поторопитесь

Оказалось, что Нандо и Роберто вышли к долине Лос Майтенес на территории Чили. Местный житель, прочитав записку, бросил им небольшой кусок хлеба с сыром и умчался. До ближайшего поселения ему пришлось скакать на лошади 10 часов. Однако он разыскал военный гарнизон и привел несколько человек к тому месту, где оставались Роберто и Нандо. Это было 21 декабря 1972 года. После крушения прошел 71 день.

– Мы очень быстро вернулись в реальность, – рассказывает Нандо в книге Пирса Пола Рида. – Потому что почти сразу прилетел вертолет с журналистами, и мы начали отвечать на их вопросыЯ помню, нам дали какойто еды. Кажется, это был теплый суп. Потом попросили показать на карте, где находятся остальные ребята. Я отметил это место. Оказалось, это территория Аргентины. Журналисты поверить не могли, что нам удалось пройти такое расстояние через горы.

ДЕНЬ СПАСЕНИЯ

Когда оставшиеся на месте крушения люди услышали по радио, что в Андах найдены живыми два пассажира рейса 571, то от счастья они стали скакать вокруг приемника, как безумные. А Карлитос Паэс признался, что от пережитого восторга, у него даже мурашки пробежали по коже

22 декабря два вертолёта добрались до места крушения, но изза непогоды не смогли вернуться за оставшимися людьми в тот же день. Поэтому спасательная экспедиция забрала их на следующее утро. И все 16 человек были доставлены в больницу Сантьяго. Их лечили от высотной болезни, обезвоживания, обморожений, цинги, переломов костей и недоедания. Об этом чудесном спасении писали газеты всего мира.

Все эти удивительные люди живы до сих пор. Каждый год они отмечают годовщину своего спасения и вспоминают погибших. А 13 октября 2007 г. в Монтевидео прошёл матч между клубом Old Christians Club и сборной Чили. Мяч в игру ввёл тот самый чилийский пастух Серхио Каталан, который кинул Нандо и Роберто спасительный камень с бумагой и карандашом через бурную горную реку.

– Я не знаю, почему выжил я, а не мои друзья, – сказал во время годовщины Нандо Паррдо. – Как бы я хотел, чтобы мы никогда не садились в тот злополучный самолет

После страшной катастрофы Нандо нашел в себе силы жить дальше так, будто ничего не случилось. Влюбился, женился, участвовал в автогонках, успешно занимался собственным бизнесом, продолжая спокойно летать на самолетах. Но о той катастрофе он молчал 10 лет. Возможно потому, что итак слишком много уже было сказано и открыто для всего мираиз того, что так хотелось оставить глубоко внутри.

На первой же прессконференции после своего спасения Нандо и 15 его спасшихся товарищей признались, какой ценой им удалось остаться в живых. А когда их спросили, как они сумели преодолеть немыслимый психологический и моральный барьер, Нандо ответил: «Знаете, у цивилизации очень тонкая кожура. Перед страхом смерти не думаешь о том, чего даже представить не можешь в нормальной обстановке. Вот и мы не задумывались о том, что перед нами были люди. Ведь по сути наши товарищи пожертвовали нам свои тела, также как доноры жертвуют свои органы для спасения других

Нандо признался, что пережить случившееся и остаться нормальным жизнерадостным человеком ему помог отец, который нашел нужные слова: «Нандо, не нужно оглядываться. Ты ведь так боролся за свою жизнь, вот и живи! Работай, люби, плати налоги, делай ошибки! Если ты будешь оглядываться, то почувствуешь только боль. И нет никакого смысла задаваться вопросом: «Почему это произошло именно со мнойПотому что ответа на него не существует…»

ДРУГИЕ СТАТЬИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ: 

серега

ДОСТИЧЬ ВЕРШИНЫ

Оставить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Оставить отзыв

mir-vpechatleniy.ru
Average rating:  
 0 reviews
ad