НОЧЬ ИСКУССТВ: ХОР СВЕШНИКОВА
4 ноября 2015 в 16:07, просмотров 2932
СПЕКТАКЛЬ ГОЛОСОВ
Концерт госхора имени Свешникова стал главной яркой неожиданностью «Ночи искусств»-2015.
Текст: Елена ШПИЗ
В «Ночь искусств» с 3-4 ноября в Шоколадном лофте проекта «Сноб» прошел интерактивный концерт госхора имени Свешникова, который стал настоящим откровением для счастливчиков-гостей, успевших зарегистрироваться на это мероприятие, выделив его среди десятков других интереснейших событий.
Гостей оказалось так много, что организаторы даже растерялись. Признались, что не ожидали подобного ажиотажа. Народ с любопытством поднялся по «черной лестнице» на какой-то высоченный этаж, прошествовал через уютно-богатую редакцию «Сноба» и спустился в барно-выставочное помещение того самого знаменитого «Шоколадного лофта» фабрики «Красной Октябрь» — с белыми кирпичными стенами и панорамной рекреацией с видом на Москву-реку. Пространство оказалось настолько атмосферным и необычным, что околдовало присутствующих еще до начала основного действа. Отчасти, благодаря продуманному освещению, с легкостью преображавшему интерьер.
Люди довольно быстро заполонили все сидячие места. Многим пришлось слушать концерт стоя, либо артистически расположившись прямо на полу.
Публика оказалась на редкость интеллигентной. Слушала не дыша и искренне награждала исполнителей долгими аплодисментами.
Известные народные песни в исторических обработках Александра Свешникова звучали фантастически по-новому. Голоса звенели, журчали, создавали таинственный гул, нежили и пронзали слух, ни на секунду не отпуская внимания присутствующих. Каждая песня мгновенно оживала, наполненная воображение управляемой силой вокала, иной раз поражающего могучим пиано.
Совершенно неожиданное исполнение знаменитого «Выйду ночью в поле с конем» до сих пор звучит в памяти. Не говоря уже о мировой премьере акапельной версии знаменитого «Время, вперед!» Георгия Свиридова. Это был настоящий спектакль голосов, который режиссировал уникальный в своей пластике и энергетике движений дирижер.
Невольно подумалось, что время неожиданных постановок классики в театре, незабываемые впечатления от революционных премьер Константина Райкина и Романа Виктюка, которые когда-то неделями обсуждались в прессе, увы, остались в далеком прошлом. Удивить театралов принципиально новой, сильной постановкой стало практически невозможно. Некоторые режиссеры от отчаяния стали выпускать на сцену голых актеров, лишь бы хоть как-то зацепить публику, за неимением других креативных ресурсов… И вдруг на фоне этого всепоглощающего голода по новаторству довелось услышать на редкость органичную и интересную «постановку в голосах», демонстрирующую всю палитру жанров современного хорового искусства.
Справка МВ:
Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников (1890—1980) — советский дирижер, хормейстер, педагог, общественный деятель.
В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне ГИТИС). С 1923 года руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах. В 1923—1928 заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.
В 1928-1936 гг руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; с 1936-1937г. — художественный руководитель Государственного хора СССР. С 1937-1941г. — художественный руководитель Ленингрдской капеллы. С 1941 года снова руководитель Госхора СССР, с 1941—1944 г. заведующий вокальной частью Ансамбля НКВД.
В 1944г. организовал Московское хоровое училище, впоследствии Виктор Сергеевич Попов создал не его базе Академию хорового искусства.
С 1944-1974г. преподавал в МГК им. П.И. Чайковского: с 1944-1948 г. декан дирижёрско-хорового факультета; с 1946 года профессор; с 1948-1978г. ректор.
Был членом жюри Международного конкурса им. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974гг.).
Оставить отзыв | |