Из-за взрыва в боковом кратере изменилась конфигурация восточного склона самого высокого действующего вулкана Евразии – Ключевской Сопки (4750 м)…
РЕПОРТАЖ ИЗ КРАТЕРА ВУЛКАНА
15 декабря 2013 в 15:09, просмотров 5117
НАВСТРЕЧУ ЛАВЕ
Даже бесконечные опасности на пути не способны остановить туриста, жаждущего приключений!
Автор: Елена САФОНОВА
– Не вздумай, это слишком опасно! Там же лава, там вулканические бомбы! – родственники и друзья всячески отговаривали меня ехать к извергающемуся «камчатскому Везувию» – Плоскому Толбачику, который «молчал» 37 лет и вдруг проснулся. Причем абсолютно неожиданно даже для сотрудников единственного в России Института Вулканологии и Сейсмологии. В отличие от предыдущего извержения 1975 года, которое было ожидаемо.
Разумеется, в такой ситуации никакие уговоры на меня подействовать не могли, и я все равно поехала к вулкану – слишком уж любопытно было оказаться в самом кратере событий, увидеть «горячий праздник» собственными глазами!
Под потоками лавы
Все началось 27 ноября 2012 года. В тот день небо над Камчаткой было затянуто облаками, и сейсмологи долго не могли понять, извержение это все-таки или нет. Лишь 28-го ноября картина прояснилась. У подножия исполина появились две гигантских трещины, из которых вырывались потоки раскаленной лавы. Первого декабря они погребли под собой полевые базы вулканологов и туристский приют «Природного парка «Вулканы Камчатки». А между тем, как только сенсационная новость об извержении облетела мир, интерес путешественников, заинтригованных происходящим, увеличился в несколько раз.
Другая дорога
Как известно, в район Плоского Толбачика ведет единственная приличная дорога, по которой сразу же устремился огромный поток машин. Десятки экстремалов на внедорожниках и снегоходах спешили к вулкану в поисках острых ощущений: одни хвастались, что пробрались прямо к жерлу, другие рассказывали, как лава сожгла их джип. Словом, за день у Толбачика скопилась целая толпа. Кого там только не было: спасатели, туристы, ученые… Нам же пришлось задержаться из-за работы, и, чтобы подобраться поближе к кратеру, мы выбрали другой маршрут, о котором знают далеко не все.
Этот путь проходит через небольшой поселок Лазо. Преодолеть его непросто: примерно в 40 км от Толбачинского дола дорогу преграждает горная река Толбачик, глубиной, примерно, полтора метра, иногда больше. Впрочем, для тех, у кого имеется подготовленный внедорожник, эта проблема решаема.
Опасный маршрут
Итак, выезд из Петропавловска в 6.00. В 14.00 мы уже в Атласово. Чтобы попасть в Лазо, надо перебраться через реку Камчатка. Сделать это можно либо на пароме, пока вода не встала, либо по ледовой переправе. Паромщик сказал, что ждать следующего рейса придется часа три, так что при желании можно поехать по льду. Если, конечно, не страшно. Честно? Страшно! Но и ждать времени нет. Выходим из машины и переходим переправу пешком. Пилоты, перекрестившись, жмут на газ. Две минуты и мы на другом берегу.
Отсюда до цели еще около 100 километров по бездорожью. Однако время летит незаметно – виды за окном просто потрясающие! Лес, покрытый изморозью, извергающийся вдалеке Толбачик…
Пробитая шина
Быстро перебравшись через речку, которую считали главным препятствием, гоним дальше. Как вдруг – беда! На передовом «Прадо» пробивает колесо, и все восемь участников «экспедиции» одновременно понимают, что это – конец. Найти такую большую шину здесь, вдали от цивилизации, просто невозможно. Не выручит даже камера, она просто начнет выпирать в порез. И даже если будет второе колесо, ехать дальше опасно. У хваленых исландских шин «Arctic trucks» слишком тонкие боковые стенки. Выход один – добираться как все: через Козыревск, а потом пешком. Ведь лавовый поток прошел уже около 20 километров и, чтобы приблизиться к извергающемуся конусу, нужно это расстояние преодолеть.
Ночуем в Лазо, а утром снова в путь. Вторая машина едет в город.
Еще 90км, и мы у реки Студеной, не замерзающей зимой и не прогревающейся летом. Эта водная артерия постоянно меняет русло подо льдом. В декабре у Студеной было три рукава. Помня неоднократное участие в ралли, мы идем впереди машины и простукиваем лед. Вроде, все прочно, но в один прекрасный момент наш «Сурф» плотно встает в полынью и приходится выпиливать сотни киллограммов льда, чтобы его освободить…
Еще 20 километров, и мы у цели…
Как пожарить сосиски в горящей лаве?
Время 18.00. Мороз крепчает. Термометр показывает -38 градусов. Ставим палатку, таскаем дрова, затапливаем буржуйку, чтобы хоть как-то согреться.. А потом идем жарить сосиски к горящей лаве.
Правда в том месте, где мы поставили лагерь, поток уже начал потихоньку остывать, и только струи пара и газа напоминают о том, что примерно в 20 сантиметрах под нами пылает жар в несколько сотен градусов!
Три часа на сон, подъем в 4.00, выход в 6.00. До цели минимум 10 километров. Идется легко, несмотря на неприятное состояние недосыпа. Оно и понятно, впереди нас ждет такое, о чем многие могут только мечтать. Время 8.00, мы уже почти перешли на бег. Очередная сопочка, и… перед нами открывается вид: раскаленная до красна лава обрушивается алыми реками, уничтожая деревья, как спички… Грохот, гул – фантастическая картина!
Поблизости от потока очень жарко. Мы даже снимаем куртки, забыв, что на улице минус сорок. Но вещи без присмотра оставлять нельзя. Поток движется довольно быстро.
От вулкана нас отделяет километровая река остывающей лавы – гигантское нагромождение раскаленных камней. Стоит наступить, они раскалываются, порой прорезая обувь насквозь. А когда проваливаешься в зыбучий вулканический щебень, ноги обволакивают жар. Ботинки дымятся. Но все это стоит вытерпеть ради того, чтобы увидеть к огнедышащий кратер. В ожившем жерле, словно в громадном котле сказочного колдуна, бурлят и лопаются огромные пузыри лавы, а в воздух вылетают каменные бомбы. Как же это страшно, и как красиво… А в душе ощущение настоящего счастья и гордое сознание того, что мы все-таки СДЕЛАЛИ ЭТО! Мечта сбылась…
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
НА КАМЧАТКЕ ИЗВЕРГАЕТСЯ ВУЛКАН
ВУЛКАН ДАЛЛОЛ
Прекрасная обитель зла. Даллол — самый низкий вулкан в мире. Невероятно красивый и невероятно опасный…
Оставить отзыв | |