«ПУТЕШЕСТВИЯ ДОКТОРА ЖИВАГО»

Доктор Александр Васильевич Живаго — врач, ученый, коллекционер, охотник, путешественник, фотограф…

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков столичного Пушкинского музея (ГМИИ им. А.С. Пушкина) прошла уникальная выставку, символично созвучная названию нашего журнала: «Мир впечатлений и впечатления от мира. Путешествия Доктора Живаго». Зрители впервые увидели архивные фотографии ученого, врача, коллекционера и путешественника Александра Васильевича Живаго из его поездок по всему миру. Этот фотоархив насчитывает более 6000 снимков, сделанных Живаго и его друзьями в 1900-е годы во время многочисленных поездок по странам Европы, Азии и Африки.живаго - люди

Отправляясь в длительную поездку Александр Васильевич брал с собой стереокамеру “Le Verascope Richard” («Вераскоп Ришар»), которую в 1893 году создал Жюль Ришар. У аппарата было два объектива, он весил всего 950 г, и в обращении был много проще, чем его предшественники. Вераскоп обладал еще одним неоценимым преимуществом: пространство на стеклянной пластинке между двумя изображениями можно было заполнить авторскими комментариями, указав место съемки, дату, фамилию фотографа или иную информацию об предмете съемки, а также записав какие-либо наблюдения, мысли, даже эмоции, что сразу превращало полученные снимки в наглядный путевой дневник.

живаго - чемоданы

Запечатлевая жизнь Парижа и других европейских городов, Живаго и его спутники подмечали массу бытовых деталей и подробностей. Многие сюжеты их снимков перекликаются с картинами художников-импрессионистов. Ведь впечатление – ключевое понятие той эпохи. Работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» на выставке в 1874 году дало название целому направлению в искусстве. Импрессионисты запечатлевали на своих холстах мир, полный цветов и оттенков.

Одновременно, вместе с туристической картой Европы, расширяется и география художественной жизни. На европейской арт-сцене появляются выходцы из стран Скандинавии и Восточной Европы. Меняются приоритеты и у представителей французской школы. Целью традиционного образовательного Гранд Тура на протяжении нескольких столетий была Италия. Но в последней трети XIX века художники все чаще отдают предпочтение французской провинции, а также британской столице.

живаго - картинка - париж

Помимо Европы, Живаго и его друзья-путешественники посетили Алжир и Тунис, а в 1909–1910 годы – Египет. Позже в своем дневнике Живаго напишет: «Три десятка лет тому назад, а как до сих пор живы мои впечатления ото всех этих стран, городов и местечек, как много воспоминаний об историко-художественных памятниках, встречавшихся нам на пути…».

Александр Васильевич привез из той поездки произведения древнеегипетского искусства, которые легли в основу его будущей коллекции. 

В XIX столетии на Восток и в африканские страны хлынул поток художников. Одни отправлялись в далекое путешествие по служебным делам, другие – в поисках источника вдохновения и новых форм. Керамика, ткани и линейные арабески восточного декора оказали огромное влияние на европейских мастеров рубежа XIX–XX веков.

Вместе с фотографиями доктора Живаго и его друзей на выставке были представлены работы их современников, гениальных художников: «Кабачок» Эдуара Мане, «Оперный проезд в Париже (Эффект снега. Утро)» Камиля Писсаро, «Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание Парламента» Клода Моне, «Море в Сент-Мари» Винсента ван Гога, «Вид из окна. Танжер» и «Вход в Касбу» Анри Матисса, «Хижина в горах» Густава Курбе, «Белая ночь. Осгардстран (Девушки на мосту)» Эдварда Мунка…

живаго фото

 Биография Александра Васильевича Живаго

Доктор Александр Васильевич Живаго родился в 1860 году, в обеспеченной семье, принадлежавшей к старинному купеческому роду. В 1886 году, после окончания медицинского факультета Императорского Московского университета, он определился на службу в Голицынскую больницу в Москве (ныне Городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова).

Профессиональные занятия не мешали ему вести активную светскую жизнь. Увлечением всей его жизни был театр, он водил знакомство с известными актерами и режиссерами. В Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина в Москве хранятся его театральные дневники, которые он вел на протяжении всей жизни начиная с 14-летнего возраста.

Живаго был членом всевозможных Обществ, в том числе Русского фотографического общества, Московского общества охоты имени императора Александра II. В его обширном фотоархиве хранятся снимки конца 1890-х годов со сценами охоты, стрельб и полевых испытаний собак.

Начинает активно путешествовать в 1897 году, и в том же году отправляется в Крым. В 1898 он путешествует по Волге, а затем по Кавказу. В 1900 – посещает XV Всемирную выставку в Париже, в рамках которой были организованы Фотографический и очень представительный Медицинский конгресс, на который Живаго был приглашен официально. В 1901 году Доктор путешествует по скандинавским странам. В 1903 году – по странам Франции, Испании, Италии, а также странам Северной Африки. В 1906 году отправляется в путешествие по Финляндии. В 1907-м – по Швейцарии и Италии. В 1909/1910 – в компании с двумя приятелями путешествовал по Египту и Передней Азии. С этого времени он начал активно коллекционировать памятники древних цивилизаций. Многолетнее изучение искусства Древнего мира сделало  Живаго известным среди специалистов. В 1919 году Александр Васильевич был приглашен на работу в Музей изящных искусств на должность ученого секретаря. В дальнейшем он перешел в Отдел классического Востока на должность лектора-руководителя. Александр Васильевич читал лекции об искусстве Древнего Египта, сопровождая свой рассказ показом диапозитивов, сделанных во время путешествия. Александр Васильевич Живаго умер в 1940 году, завещав свои коллекции, библиотеку и фотоархив Музею изобразительных искусств.