СИРИЯ: КРАСОТА, КОТОРОЙ НЕ СТАЛО… ФОТОРЕПОРТАЖ

3 мая 2017 в 08:25, просмотров: 12226

НЕВОСПОЛНИМЫЕ ПОТЕРИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ…

Остается лишь надеяться, что силами мирового сообщества уничтоженная красота древнейшего государства будет восстановлена…

Еще совсем недавно роскошные исторические развалины, замки, церкви, мечети и умиротворяющие средиземноморские пляжи Сирии, пережившей за свою многовековую историю множество войн, привлекали в это ближневосточное государство, граничащее с Иорданией, Ливаном, Израилем, Ираком и Турцией, тысячи паломников и путешественников со всего мира.

В голове не укладывается, что большая часть этой красоты уничтожена нынешней войной. Остается только надеяться, что мировое сообщество будет всячески способствовать восстановлению бесценного наследия древнейшей библейской земли, где христианство и ислам тесно переплелись друг с другом…

Как следует из Библии, апостол Павел принял христианскую веру по дороге в Дамаск и проповедовал в сирийской столице, а потом жил в Антиохии, где ученики Христа впервые стали называться христианами.  

Ислам закрепился в Сирии в 661 году, когда Дамаск стал столицей Арабского халифата.

В наше время, примерно, 76 процентов населения Сирии — мусульмане, 20 процентов – христиане (сирийские православные, члены Сирийской и Мелькитской католических церквей, крупные общины Армянской апостольской и Русской православной церквей), оставшиеся 4 процента составляют друзы (этноконфессиональная группа).  

Государственный язык — арабский. Также в стране говорят на курдском, туркменском, адыгском (черкесском) и армянском. Среди иностранных языков самые популярные — английский и русский, который с 2014 года преподают в средних школах страны, что неудивительно. Сирия видит в России главного военно-политического, торгово-экономического и культурного партнера.

Нынешняя Сирия — одна из самых светских стран арабского мира с населением порядка 18,5 миллиона человек.

Современной государственности Сирии немногим более 70 лет, однако цивилизация на этой земле зародилась ещё в IV тысячелетии до н. э. 

В истории Сирии переплелись культуры и традиции множества народов. Египтяне, финикийцы и хетты, римляне и персы, византийцы и арабы оставили здесь архитектурное наследие своего могущества. Даже судебная система страны представляет из себя сочетание исламских, османских и французских традиций.

ДАМАСК

Дамаск самая древняя живая столица в мире. Его называли «Оком Востока». По мусульманской легенде, пророк Мухаммед, впервые взглянув на Дамаск, утопающий в садах, был так восхищен его красотой, что назвал город «небом на земле» и отказался войти в него, сказав, что человеку дано попасть в рай лишь однажды.

Существует версия, что название «Дамаск» происходит от арамейского «демшак», что означает кровь брата или невинно пролитая кровь. Согласно библейской легенде именно там свершилось первое убийство в истории человечества – Каин убил своего брата Авеля в пещере горы Касьюн, возвышающейся над городом. Саму же пещеру так и называют «Пещерой первой крови». Там до сих пор хранится орудие убийства – камень, который дьявол вложил в руку Каина.

В VIII веке Дамаск был культурным и экономическим центром всего арабского мира. Лишь в 750 году, когда Омейяды были свергнуты династией Аббасидов, столица Халифата переместилась в Багдад.

Арабский историк Ибн Асакир, живший в XII веке, утверждал, что крепостные стены Дамаска были первым сооружением, воздвигнутым после Всемирного потопа.

Старый город Дамаска, сохранивший доантичную планировку, окружён римскими стенами. Среди культовых построек выделяется мечеть Омейядов, воздвигнутая на месте византийской базилики Иоанна Крестителя, которую, в свою очередь, построили на фундаменте римского храма Юпитера.

В мечети хранятся мощи Иоанна Крестителя. Согласно преданию, с одного из неё минаретов через 50000 лет спустится Иисус Христос накануне Страшного Суда.

В Старом городе соседствуют друг с другом христианские церкви, средневековые мусульманские учебные заведения (медресе) и караван-сараи, где заморские купцы разгружали свои товары и вели торговлю. У цитадели раскинулся самый богатый рынок Дамаска — Хамидие с тысячами лавок, мастерских, харчевен и проч.

АЛЕППО

Алеппо (Халеб), утопающий в зелени фисташек и олив, по праву считается одним из красивейших городов Востока. Он расположен на Великом шёлковом пути. В старинных кварталах множество караван-сараев, мечетей, церквей, колоритных рынков и турецких бань.

Алеппо. Что было

Алеппо сегодня

ХОМС

Хомс – город в центре западной Сирии в 162 км от Дамаска и в 150 км от Пальмиры. Расположен на реке Эль-Аси. Практически полностью уничтожен современной войной. 

Homs, Syria, October 2015

ПАЛЬМИРА

Пальмира («город пальм») — один из богатейших городов поздней античности (III—VI вв. н. э.), расположенный в одном из оазисов Сирийской пустыни − между Дамаском и Евфратом.

ГОРОД-ПРИЗРАК РАСАФА

Форт-призрак Расафа – еще одно чудо посреди сирийской пустыни. Вдали от современных дорог вдруг вырастают крепостные стены и большой заброшенный город.

В III — V веках он процветал, а XIII веке был покинут местными жителями после вторжения монголов.

Отлично сохранившиеся крепостные стены окружают полуразрушенные храмы и остатки домов. Огромный древний храм до сих пор впечатляет легкостью изящных арок и тонкой резьбой на капителях полированных, совсем новых колонн.

В опустевших жилых кварталах ровного места не найти. Сплошные холмы, уходящие под землю стены, камни, ямы, дыры и подземные ходы…

БОСРА

Босра – уникальный город из черного камня. Главная его достопримечательность – римский театр с невероятной акустикой.

Снаружи театр выглядит как неприступная цитадель, а внутри взору открываются изящные трибуны на 6 тысяч сидячих и примерно 3 тысячи стоячих мест. При этом зрительные ряды размещаются под углом 45 градусов, и этот, в прямом смысле, крутой амфитеатр – главная отличительная особенность театра.

Возводили римский театр во времена Империи во II в, а в последствии его и в самом деле перестроили в крепость, обнесенную рвом. Первые две башни появились в XI в. Через несколько лет добавили еще одну башню. Все эти укрепления пригодились в борьбе с крестоносцами, которые в итоге так и не смогли войти в Босру.

А в XIII в. по периметру театра построили еще 8 башень, после чего в крепости разместилась резиденция местного правителя.

КРЕСТОНОСЦЫ

На сирийских землях сражались множество завоевателей — от крестоносцев и мамлюков до войск Тамерлана.

В XII веке на территории Сирии образовались государства крестоносцев, просуществовавшие менее сотни лет. С XIII века Дамаск стал провинциальным центром Империи мамлюков. В 1400 году Сирия подверглась нападению со стороны Тимуридов. Тамерлан разгромил отряды мамлюков, разрушил Дамаск и вывез все его богатства в Самарканд.

С 1517 года Сирия на 4 века вошла в состав Османской империи.

КРАК-ДЕ-ШЕВАЛЬЕ

Крак-де-Шевалье или Замок Рыцарей на высоком холме в долине Букея (в 65 км от Хомса)  – одна из самых живописных цитаделей мира. Территория ее огромна – около 3 км². Недаром она считалась самой грозной крепостью среди почти трех десятков замков крестоносцев.

До XI века на месте могучей крепости был небольшой замок курдов Хосн аль-Акрад. В 1099 году его впервые завоевали крестоносцы, но потом оставили, торопясь в Иерусалим. Однако 11 лет спустя снова вторглись в крепость и изменили ее название на Крак-де-Шевалье, однако никоим образом не упрочили слабые фортификационные сооружения.  Рыцарские бароны не собирались финансировать капитальную реконструкцию.  А в 1142 году правитель Триполийского графства Раймонд I Антиохийский передал замок военно-религиозному ордену Госпитальеров, которые подняли над замком свой флаг с белым восьмиконечным крестом Амальфи – символом чистоты намерений. 

При госпитальерах Крак отбил множество атак мусульманских войск.

Крепость прикрывала подходы к главным портам Триполийского графства – Тортозе (Тартус) и Триполи (Ливан).

В 1163 году султан Нур ад-Дин потерпел у стен Крака сокрушительное поражение и бежал на лошади чуть ли не голышом, застигнутый врасплох во время полуденного отдыха. Правитель сильно переживал это поражение, однако умер, так и не взяв Крак. 

А в 1180 году госпитальеры наблюдали из своей крепости, как войска приемника Нур ад-Дина − Салах-ад-Дина – сжигают их посевы и угоняют скот. В 1188 году Салах ад-Дин почти месяц изучал укрепления Крака, готовясь к нападению на замок, однако так и не решился на атаку, убедившись, что замок неприступен. 

В итоге захватил Крак талантливый и расчетливый полководец султан Бейбарс, добравшийся до египетского трона, несмотря на полные лишений детство и юность.

В марте 1271 года его войска закончили подкоп второй стены и ворвались в центр Крака, однако госпитальеры спрятались в южном редуте, состоявшем из трех мощных и высоких башен с необходимыми запасами на случай длительной осады. Тогда Бейбарс пошел на хитрость. По его распоряжению было написано письмо якобы от Великого Магистра ордена Госпитальеров, в котором осажденным было велено капитулировать. «Надежный человек» доставил письмо рыцарям в редут, и в том же году госпитальеры сдались.

Стоит отдать Бейбарсу должное: сдавшихся госпитальеров он с миром отпустил в Триполи, а саму крепость отреставрировал и укрепил.

В замке был большой водоем (беркиль) для сбора воды. Акведук снабжал этой водой не только кухню с огромной печью для выпечки хлеба, но и бани, достроенные в этот период прямо под землей с тем расчетом, чтобы вода стекала самотеком прямо из беркиля. 

В ЮНЕСКО потрясены картиной разрушения бесценного объекта всемирного наследия – замка Как-де-Шевалье…

 

Почти во всех замках крестоносцев на Востоке были большие залы для банкетов, празднеств и военных советов. Большой зал Крака построили в 1250 г. Это яркий образец раннеготической архитектуры. Кроме того, там имеется символичная надпись на латыни в верхней части одного из оконных проемов: «Имей богатство, имей мудрость, имей красоту, но остерегайся гордыни, которая оскверняет все, к чему прикоснется». 

Рядом с большим залом впослдествии возвели часовню, стены которой украшали знамена, военные трофеи, оружие погибших рыцарей и сбруи лошадей. Сразу после взятия Крака в часовне устроили мечеть, о чем свидетельствует возвышение для чтения проповедей (минбар) и ниша (михраб).  

В наше время на верхнем этаже башни «Дочь Короля» (Tower of the Daughter of the King) открыли живописное кафе с ошеломляющим видом на окрестности.

Латакия

ЛАЗУРНЫЙ БЕРЕГ СИРИИ

Самый известный морской курорт Сирии – Шатт-аль-Азрак (Лазурный берег) в окрестностях Латакии – главного морского порта страны.

МААЛЮЛЯ

Жители экзотического поселка Маалюля до сих пор говорят на том самом диалекте арамейского языка, на котором проповедовал Иисус Христос. Там же находится знаменитый монастырь святой Феклы — ученицы апостола Павла. Пещеру, где захоронены ее мощи, посещают люди со всего мира, прося Феклу об исцелении от недугов.

Маалюла до войны

Невыносимо сознавать, что теперь большинство храмов Маалюлы разрушены и разграблены боевиками…

ХАМА

Хама (в переводе с арабского − «крепость») − город на берегу реки Оронт в центральной части Сирии. Упоминается в Библии как столица Ханаанского (Хаматского) царства.

Хама славится своими знаменитыми водяными колесами для полива садов (нориями), которые известны с 1100 г. до н. э. и работают до сих пор.

Другая достопримечательность города − дворец Азема (Каср Азем).

ФЛОРА И ФАУНА

Растительность в Сирии не отличается разнообразием, но впечатляет красотой. В стране произрастают фикус, магнолия, платан, кипарис, миртовое дерево, лавр, гибискус, аллепская сосна, бук и кедр. Кроме того, на орошаемых территориях возделывают цитрусовые, оливковые деревья, инжир и виноград. На востоке страны преобладает пустынная флора: тамариск, астрагал, верблюжья, колючка, биюргун, саксаул, боялыч.

Животный мир Сирии тоже не слишком разнообразен, но вполне понятен жителям средней полосы: в стране встречаются антилопы, кабаны, шакалы, лисы, зайцы, гиены, сирийский хомяк и сирийский бурый медведь. На зимовку в Сирию прилетают аисты и цапли.

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ: 

САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ХРАМЫ МИРА

ВДОХНОВЕНИЕ СВЫШЕ. Смело и вдохновенно изменяя привычный образ церковного зодчества, талантливые архитекторы фактически перепроектировали массовое религиозное сознание…

Оставить отзыв
1
2
3
4
5
Подтвердить
     
Отмена

Оставить отзыв

Average rating:  
 0 reviews