«КРИК» ДУШИ МУНКА В ТРЕТЬЯКОВКЕ

25 июня 2019, просмотров: 1827

Пастель норвежского художника покинула Осло впервые с 2004 года

В Москве завершается выставка норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (1863-1944), проходящая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Экспонируются 64 живописных работы и 35 графических полотен, а также 14 фотографий великого художника из музея Мунка в Осло, основанного в 1963 году, где собраны работы, завещанные художником городу.

Эдвард Мунк. Автопортрет с зажженной сигаретой. 1895 г. Масло. Холст. 110,5 x 85,5 см. Галерея: National Gallery, Oslo

Эта выставка стала достойным «ответом» на экспозицию работ российского художника первой половины XX века Бориса Голополосова (1900-1983), хранящихся в Третьяковке, в музее Мунка в Осло.  В Норвегии эту экспозицию посмотрели более 50 тыс. человек, и многие оставили восторженные отзывы. Как оказалось, с русской литературой и музыкой европейская публика знакома существенно лучше, нежели с современным отечественным искусством, которое становится для нее настоящим откровением.

Автор: Елена ШПИЗ

Борис Голополосов. Огороды. Дипломная работа в мастерской А.В. Шевченко. 1925 г. Холст, масло. 

Борис Голополосов. Одиночество. Убийца. 1923 г.

Борис Голополосов. Восстание. 1927 г. Холст, масло. 85х200 см. Государственная Третьяковская галерея.

Музей Мунка в Осло

Так будет выглядеть новый музей Мунка. Foto: Bjørn Cappelen

Как стало известно «Миру впечатлений», в Третьяковке знаменитый «Крик» представлен в двух версиях: пастели (1893), которая покинула стены родного норвежского музея Мунка впервые с 2004 г., и литографии (1895). И, хотя самая известная, живописная версия картины (1910), выполненная маслом на картоне, в силу свой хрупкости осталась в Осло, руководство считает именно пастель наиболее экспрессивным из всех существующих вариантов знаменитой работы.

Пик расцвета Мунка, как художника, относится к концу 1880-х годов. Именно в это время он пишет свои основные сюжеты, к которым потом возвращается снова и снова в течение всей жизни: «Крик», «У смертного одра», «Больная девочка», «Танец жизни». Личные переживания, из которых буквально сотканы эти работы, становятся сквозными лейтмотивами его творчества, будто он никак не мог остановиться в поиске абсолютной точности образа своих эмоций и чувств. В «Больной девочке», различные версии которой Мунк  писал с 1886 до 1930-х годов, его буквально переполняет глубокое переживание детства, ставшее для него источником какого-то особого, болевого, вдохновения.

Отец Эдварда Мунка был врачом, художник родился в многодетной семье, однако почти все его братья и сестры умерли еще в младенчестве, в живых осталась единственная сестра Ингер. Маму он тоже потерял рано. Именно поэтому тема угасания, болезни, смерти становится одной из основных в его искусстве.

Сестра Э. Мунка Ингер

Однако не менее сильным было стремление Мунка к внутренней свободе, толкнувшее норвежского художника в мир богемной интеллигенции Осло. Тем не менее в 1885 году он отправился в Париж, где впервые открыл для себя французское искусство, под влиянием которого написал такие полотна, как «На следующий день» и «Переходный возраст».

Эдвард Мунк. Красный плющ. 1900 г. Масло. Холст. Галерея: National Gallery, Oslo.

Мунк долгое время жил во Франции и Германии, однако постоянно возвращался в Норвегию, питавшую его душу истинным вдохновением и силой воспоминаний. В 1892 году Мунк устроил свою выставку в Берлине, вызвавшую скандал, однако глубоко впечатлившую ведущую интеллигенцию  С тех пор имя Мунка было на слуху, и он остался в Германии, где написал большой цикл картин «Фриз жизни», посветив ему более тридцати лет. Пейзаж в полотнах «Фриза жизни» – это и определенное место, и вселенная в целом, такая, какой видел ее Мунк. Человек в его понимании обречен на неравную борьбу с силами Природы, словно, обнаженный нерв, лишенный защитной оболочки. В картине «Крик» фигуру застывшего в ужасе человека со всех сторон окружает нечто мистическое и глубоко враждебное, но видимое лишь ему одному. Другие люди, спокойно беседующие на заднем плане, будто находятся в параллельном безмятежном мире. Мир Мунка полон внутренних конфликтов личности и столкновений духовной сущности человека и могучих внешних сил, которые он порой не может одолеть. Ради остроты и пронзительности своих работ Мунк свободно экспериментирует с цветами, деформирует форму. Его картина «Крик» считается первой работой в стиле экспрессионизма, ставшего ярким эмоциональным протестом против разрушительных тенденций того времени, охвативших Европу в начале XX века, словно в предчувствии Первой мировой войны.

По задумке организаторов экспозиция работ Мунка в Третьяковской галерее позволяет познакомиться со всеми темами Мунка, не только с темными – страхом, ревностью, утратой, но и с вдохновляющими – радостью, восторгом, близостью с природой.

Важно отметить, что выставки Мунка Норвегия предоставила государственные гарантии сохранности картин, избавив таким образом Третьяковскую галерею от необходимости оформлять коммерческую страховку.  

В интервью «Известиям» генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отметила: «У нас высокие требования к безопасности, когда мы выставляем экспонаты нашего музея за рубежом. Поэтому, естественно, нам нужна дорогостоящая страховка. Это может быть как государственное страхование Норвегии или другой страны, так и частное страхование. Поскольку выставка в Третьяковке для нас очень важна, и она очень обширная, мы подали запрос на получение государственных гарантий. Благодаря этому удается держать расходы на приемлемом уровне… Россия и Норвегия — соседи, мы стремимся выстраивать плодотворные двусторонние отношения в области искусства».

Комментируя в этой же статье недавнее похищение из Третьяковки картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» и тот факт, что «Крик» и «Мадонна» Мунка также похищались из музея в Осло в 2004 году, Зельфира Трегулова признала, что «не только Третьяковская галерея и Музей Мунка, но и все музеи мира были очень доверчивы по отношению к своей публике, и инциденты происходили редко. Но в последнее время ситуация изменилась, поэтому приходится вкладывать больше средств, развивая систему безопасности».

По словам Трегуловой, с экспонированием предметов искусства неизбежно связаны определенные риски, и исключить их полностью возможно, лишь если не выставлять произведения вообще. Поэтому важно найти правильный баланс между мерами безопасности и возможностью радовать публику великим искусством, не имеющим цены…

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ: 

«ТВОРЧЕСКИЕ СРЕДЫ» 2018: СЕНСАЦИЯ ПЕРЕД ЗАКРЫТИЕМ ЦДХ

БУДУЩЕЕ ЗНАМЕНИТОГО КЛУБА ВОЛНУЕТ ЛУЧШИХ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ…

ТВОРЧЕСКИЕ СРЕДЫ: РЕАЛИЗМ В АБСТРАКЦИИ

«ЗАСТЫВШАЯ РЕЖИССУРА» ЕЛЕНЫ БЕЛОУС В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ ХУДОЖНИКА (ЦДХ) НА КРЫМСКОМ ВАЛУ…

Оставить комментарий
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отмена

Оставить комментарий

Average rating:  
 0 reviews
ad