КАРЛ ОРФ

1 декабря 2016 в 18:23, просмотров 1324

Карл Орф (Карл Генрих Мария Орф, нем. Carl Heinrich Maria Orff; 10 июля 1895, Мюнхен — 29 марта 1982, Мюнхен) — известный немецкий композитор и педагог, автор знаменитой кантаты «Кармина Бурана», написанной в 1937 году. 

Отец Карла Орфа, будучи офицером, неплохо играл на фортепиано и нескольких струнных инструментах. Его мать также была хорошей пианисткой. Именно она обнаружила у сына талант к музыке и занялась его обучением.

Орф научился играть на фортепиано в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра.

В 1912—1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1914 году продолжил обучение у Германа Зильчера. В 1916 году работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 году во время Первой мировой войны Орф отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр Мангейма под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта.

В 1920 году Орф впервые женился. Его супругой стала Алиса Зольшер, родившая композитору его единственного ребенка – дочь Годелу (1921—2013), ставшую актрисой. Однако в 1925 году Орф развелся с Алисой и в дальнейшем женился еще трижды: на Гертруде Виллерт (1939 г.); на знаменитой немецкой писательнице Луизе Риснер (1954 г.) и, наконец, на Лизелотте Шмиц (1960 г.)

После смерти композитора в 1982 г. Лизолетта вплоть до своей смерти (2012 г.) возглавляла Фонд Карла Орфа. 

В 1924 году композитору предложила сотрудничество известная немецкая гимнастка, преподавательница танцев и писательница Доротея Гюнтер (1896—1975). В итоге, Орф и Гюнтер открыли знаменитую школу гимнастики, музыки и танца Гюнтершуле в Мюнхене, где детей обучали в соответствии концепцией Орфа, который руководил творческим отделением вплоть до закрытия школы в 1944 году.

В Гюнтершуле Карл Орф воплотил в жизнь собственную идею синтеза музыки, слова и движения. При этом музыка оставалась базой, объединяющей движение, пение, игру и импровизацию. Эта система получила мировое признание и поныне называется «Орф-Шульверк» («Шульверк» переводится как «школьная работа», – прим. ред.) В 1930—1935 годах композитор выпустил методическую книгу под таким названием, завоевав международный авторитет в педагогических кругах. Большая часть книги посвящена нотам, а её простая музыкальная инструментовка позволяет даже необученным детям относительно легко исполнять произведения.

«Кармина Бурана»/Carmina Burana была весьма популярна в нацистской Германии. После премьеры во Франкфурте в 1937 году она исполнялась множество раз. Геббельс называл кантату «образцом немецкой музыки», однако нацистские критики считали её дегенеративной (то бишь «примитивно восхваляющей человеческие слабости – пьянство, обжорство, похоть и страсть к азартным играм» – прим. ред.), намекая на связь со знаменитой выставкой «Дегенеративное искусство», проходившей в том же году в галерее в парке Хофгартен и представившей 650 произведений, конфискованных в 32 музеях Германии. Выставка вызвала огромный интерес: до апреля 1941 года она объехала ещё 12 городов, её посетили 3 млн зрителей. Этот рекорд был побит лишь в 2000-х годах.

Бабушка и дедушка Орфа по отцовской линии были евреями, принявшими католичество. Во время правления национал-социалистов Орф смог скрыть своё происхождение.

Орф был близким другом гауляйтера Вены, одного из руководителей гитлерюгенда Бальдура фон Шираха и, в то же время, одного из основателей движения сопротивления «Белая роза» Курта Хубера, приговорённого к смерти Народной судебной палатой и казнённого нацистами в 1943 году.  Однако использовать свой авторитет и дружбу с фон Ширахом для защиты Хубера Орф не решился, опасаясь за собственную жизнь. При этом он не делал каких-либо публичных заявлений и в поддержку режима.

После Второй мировой войны Орф заявил, что был участником сопротивления, хотя некоторые источники опровергают это. Однако заявление Орфа было принято американскими денацификационными властями, которые позволили ему заниматься композиторством.

Орф похоронен в барочной церкви Андексского аббатства к юго-западу от Мюнхена.

Творчество

Орф наиболее известен как автор сценической кантаты Carmina Burana, что в переводе значит «Песни Бойерна». Музыка написана на стихи голиардов из рукописи XIII в., найденной в 1803 году в баварском бенедиктинском монастыре Бойерн (Beuern, лат. Buranum). Сборник так и называется Carmina Burana – в честь монастыря.

На самом деле это только первая часть трилогии Trionfi, в которую также входят части Catulli Carmina и Trionfo di Afrodite. Композитор охарактеризовал это произведение как праздник гармонии человеческого духа, обретающего равновесие между плотским и вселенским.

Несмотря на элементы модерна Орф в этой трилогии весьма объемно выразил дух Средневековья, поэмы которого порой граничат вульгарностью.

Успех Carmina Burana отодвинул на второй план все предыдущие работы Орфа, за исключением Catulli Carmina и Entrata. Carmina Burana, вероятно, самый известный пример музыки, сочинённой и впервые исполненной в нацистской Германии. В действительности, Carmina Burana была настолько популярна, что Орф получил заказ во Франкфурте сочинить музыку для пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», которая должна была заменить запрещённую в Германии музыку Феликса Мендельсона. После войны Орф заявил, что не удовлетворен сочинением, и переработал его. Премьера в итоге состоялась только в 1964 году.

Орф не  хотел, чтобы какую-либо из его вещей называли просто оперой, в традиционном смысле. К примеру, Der Mond/«Луну» (1939) и Die Kluge/«Умницу» (1943) он относил к Märchenoper – сказочным операм. Особенности этих произведений в том, что в них повторяются одни и те же звуки, лишённые ритма, а кроме того, отсутствуют музыкальные техники, характерные для определенного времени…

О своей опере «Антигона» (1949) Орф говорил, что это не опера, а Vertonung – переложенная на музыку древняя трагедия. Текст оперы – превосходный перевод одноименной трагедии Софокла. Автор перевода –немецкий поэт Фридрих Гёльдерлин. Оркестровка в значительной степени основана на ударных и названа минималистичной. Считается, что Орф запечатлел в своей опере историю Антигоны, схожую с судьбой героини «Белой розы» Софи Шолль.

Премьера последней работы Орфа – мистической пьесы на греческом, немецком и латинском языках De Temporum Fine Comoedia/«Комедия на конец времен» – проходила на Зальцбургском музыкальном фестивале в 1973 году в исполнении Симфонического оркестра Кёльнского радио и хора под управлением Герберта фон Караяна.  Этой вещью Орф в сущности подытожил собственный взгляд на конец времён.

Musica Poetica, которую Орф сочинил вместе с Гунильд Кетман стала основной музыкальной темой к фильму Терренса Малика «Опустошённые земли» (1973). Позднее Ханс Циммер переработал эту музыку для фильма «Настоящая любовь» (1993).

Орф в России 

  •  1988 – создание общества Карла Орфа при Челябинском областном музыкальном обществе под руководством Вячеслава Жилина (президент) и Илизы Сафаровой (сопредседатель). 
  • С 1992 г. – организация международных летних курсов в селе Варна Челябинской области с преподавателями из Западной Европы и участниками со всей России, а также Украины, Белоруссии, Эстонии, Казахстана, Узбекистана, Турции. 
  • Кроме села Варны в разное время были организованы семинары в Санкт-Петербурге: Сойли Перкио, Хольгер Мауте (Финляндия), Ориетта Маттио (Италия), Ульрике Юнгмайр (Австрия); в Екатеринбурге: Хольгер Мауте (Финляндия), Даг Гудкин  (США), Йос Вуйтак (Бельгия); в Челябинске: Хольгер Мауте (Финляндия), Роб Эмчин (США); в Великом Новгороде: Даг Гудкин (США); в Омске: Андреа Санджорджио (Италия); в Томске: Андреа Санджорджио (Италия); в Москве: Верена Машат (Испания)
  •  1992 г. – Организация в селе Варна общеобразовательной школы им. Карла Орфа (В.М.Юсупова, В.А.Жилин), которая включает в расписание и в аттестат музыкальные предметы: «Блокфлейта»; «Оркестр русских народных инструментов», «Орф-урок».
  • 1998 г. организация Орф-Центра в Санкт-Петербурге  (Ирина Величко, Людмила Зайцева, В.Жилин).
  • 2008 г. – издана русская версия первого тома Шульверка.
  • Учились в Орф-институте: Special Course: Вадим Каневский (Москва), Ирина Шестопалова (Новосибирск); годичная стажировка: Вячеслав Жилин.
  • Исследователи творчества Орфа в России: Оксана Леонтьева (Москва), Татьяна Тютюнникова (Москва).

 

Источники информации: «Википедия», http://www.proza.ru/http://www.belozer.com/

Оставить комментарий
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отмена

Оставить комментарий

Average rating:  
 0 reviews
ad