Фантазия дизайнеров и конструкторов современных яхт безгранична, и это здорово. Уже хотя бы потому, что большая часть из […]
ОДИНОЧНАЯ КРУГОСВЕТКА ДЖЕССИКИ УОТСОН
28 января 2014 в 18:09, просмотров 29943
История 16-летней школьницы, в одиночку покорившей мировой океан на маленькой розовой яхте…
Она так и не попала в Книгу Рекордов Гиннеса, но все равно была счастлива доказать всему миру и, прежде всего, себе самой, что даже самой обычной девчонке под силу совершить настоящий подвиг…
Автор: Елена Шпиз
Джессика Уотсон отправилась в кругосветное путешествие вопреки всему. Вопреки здравому смыслу, протесту общественности, нападкам журналистов, обвинявших ее родителей в полнейшей безответственности…
В 16 лет Джессика стала настоящим капитаном, и даже именитые мореплаватели поверили в нее и поддержали. Им достаточно было убедиться, что опасное приключение — собственная, глубоко выстраданная мечта юной леди, а вовсе не желание ее папы и мамы попиариться и обогатиться за счет отважного ребенка. Более того, отец Джессики до последнего отговаривал дочку от безумной затеи. Уже и сам был не рад, что когда-то решился продать бизнес и недвижимость ради того, чтобы купить для семьи большую яхту и превратить жизнь близких в сплошное приключение…
Справка МВ: Джессика Уотсон (родилась 18 мая 1993 г., Голд-Кост) — австралийская мореплавательница, которая в 16 лет совершила парусное кругосветное путешествие без остановок, пополнения запасов и посторонней помощи. Вплоть до 21 января 2012 года Джессика оставалась самой юной путешественницей, покорившей Мировой океан. Девушка провела на своей ярко-розовой яхте Ella’s Pink Lady восемь месяцев — с 18 октября 2009 г. по 15 мая 2010 г. — и преодолела за это время 37000 км. Ее путешествие началось и закончилось в Сиднее, а маршрут проходил через Новую Зеландию, Фиджи, Кирибати, мыс Горн и Южную Африку. Экватор Джессика пересекла 19 ноября 2009 года в районе острова Джарвис.
Роджеру Уотсону даже в голову не могло прийти, что младшая дочка, которую в детстве считали трусишкой, потому что она боялась шалить с другими детьми, окажется в душе настоящим морским волчонком и на полном серьезе проникнется фразой американской писательницы Хелен Келлер: «Жизнь — это либо дерзкое приключение, либо ничто!» Впрочем, Уотсону было о чем задуматься, когда пятилетняя Джессика назло собственным страхам взяла и прыгнула в бассейн, не умея плавать. А впоследствии вся ее каюта на семейном судне Home Abroad была увешана фотографиями и картинами с огромными волнами. Даже во сне Джессика представляла, как в одиночку сражается с океанскими штормами на собственной маленькой яхте, которой у нее тогда еще и в помине не было.
Три девицы под парусом
Джессика с самого начала знала, что даже в случае успеха ее рекорд как самой юной путешественницы, совершившей кругосветку, не будет официально зарегистрирован и не попадет в Книгу рекордов Гиннесса. Еще до отплытия она писала в своем блоге: «Целью моего путешествия никогда не был официальный рекорд. Ведь в любом случае, если мне удастся совершить задуманное, я стану самым молодым человеком, совершившим кругосветку!»
Однако последним официальным «самым молодым путешественником, обошедшим вокруг Света без остановок и посторонней помощи» навсегда останется австралиец Джесси Мартин, потому что Всемирный совет по регистрации рекордов в парусном спорте (WSSRC) не учитывает достижения яхтсменов, не достигших 18 лет, а представители Книги рекордов Гиннеса отказались фиксировать возрастные рекорды мореплавателей после скандала с голландкой Лаурой Деккер, которая порывалась отправиться в кругосветку в 15 лет.
Тогда голландский Совет по защите детей остановил эту затею в судебном порядке. Более того, барышню отправили под временную опеку социальных властей, лишив возможности принимать самостоятельные решения. Тогда, в декабре 2009 года, она скрылась на острове St. Maarten, где полиция с трудом обнаружила ее и вернула домой. По всей вероятности, опасная тяга к подобного рода рекордам напугала представителей Книги рекордов, и они отказались регистрировать возрастные достижения, дабы не провоцировать юных яхтсменов на опасные эксперименты. Однако это обстоятельство абсолютно не помешало Лауре повторить попытку, как только суд снял с нее ограничения. И в июле 2010 года она снова начала готовиться к кругосветке. А спустя полтора года стартовала с того самого острова St. Maarten, где когда-то пряталась от заботливых попечителей. Однако вместо двух лет, как предполагалось, путешествие продлилось всего год, и в результате к моменту своего возвращения — 21 января 2012 года — Лаура была на несколько месяцев младше Джессики Уотсон, которая финишировала буквально за три дня до своего 17-летия. Таким образом одержимая морем голландка побила неофициальный рекорд не менее отчаянной австралийки и по сей день остается самой молодой путешественницей, совершившей парусную кругосветку.
А вот американке Эбби Сандерленд (кстати, она того же, 1993 года рождения, что и Джессика, но на несколько месяцев младше) совершить такое путешествие не удалось, хотя она тоже готовилась к кругосветке с самого детства. Эта девушка едва не погибла, сражаясь со штормом посреди Индийского океана. И спаслась только чудом, благодаря французским рыболовам. Причем ее изрядно покалеченную яхту пришлось потопить, дабы избежать дорогой транспортировки. По мнению бывшего рекордсмена по кругосветным парусным гонкам Яна Кирнана, причиной неудачи стала плохая подготовка к путешествию: постоянно сбоило оборудование, кроме того, маршрут был неудачно спланирован во времени — один из наиболее опасных участков пути пришелся на зиму, когда ветер в океане достигает 100 км в
час! И это при том, что отец Эбби — Лоуренс Сандерленд — опытный мореплаватель, который курировал процесс ее подготовки с самого начала, а родной брат — талантливый яхтсмен Зак Сандерленд, совершивший парусную кругосветку в 17 лет! И все же, кто бы что ни говорил, отвага Эбби заслуживает восхищения. Кстати, 31 марта 2010 г. она стала самой юной мореплавательницей, обогнувшей под парусом мыс Горн, что в общем-то тоже не так уж мало…
И все-таки Джессика навсегда останется первой в мире школьницей, совершившей кругосветное путешествие. В гавани Сиднея ее возвращения ждали тысячи восторженных поклонников, даже премьер-министр Австралии Кевин Радд был в их числе. Причем многие символично оделись в розовое — под цвет яхты Джессики Ella’s Pink Lady. Джессика ощущала невероятное счастье в тот момент и написала в своем блоге: «Я никогда не испытывала такого возбуждения, даже накануне Рождества!»
В море как дома…
52-футовую моторную Яхту Home Abroad, которая и в самом деле стала морским домом для семьи Уотсонов, отец Джессики купил в 2004 году. И, несмотря на множество поломок, ссор и массу других проблем, Уотсоны целых пять лет наслаждались невероятной свободой и красотой окружающего мира. Дети при этом учились по особой программе — школу-то в любом случае надо было заканчивать. Однако сухопутное существование ушло на далекий задний план, и Джессика, незаметно для себя самой, взлелеяла мечту о кругосветке, наслушавшись приключенческих историй, которые ей на ночь читала мама. Но больше всего ее зацепила автобиографическая книжка Джесси Мартина. Особенно тот факт, что ее тезка и соотечественник не был чемпионом или героем. Он был обычным человеком, таким же, как она. И девочка задумалась: а что, если это и в самом деле возможно — переплыть Мировой океан? Ведь целеустремленности и отваги ей было не занимать. А что касается мастерства капитана яхты, то это дело наживное…
«Тяжелее всего было заставить окружающих воспринимать меня всерьез, — пишет Джессика в своей книге «Сила мечты». — Я ездила на верфи, в марины и мастерские, говорила с любым, кто соглашался слушать. Я писала письма всем, кто, по моему мнению, мог хоть чем-то мне помочь. Я отправила письмо даже премьер-министру Квинсленда Анне Блай, чтобы выяснить, существуют ли какие-нибудь гранты для молодых путешественников, но один из ее политических советников ответил мне от ее имени, что они не располагают подобными ресурсами. Однако выслал информацию о премии герцога Эдинбургского и нескольких веб-сайтах, которые могли пригодиться. Я связывалась с газетами и отправляла электронные письма журналистам и редакторам в надежде привлечь спонсоров. К тому моменту, когда мне исполнилось четырнадцать, я уже почти три года разыскивала подходящее оснащение…»
Общественность отнеслась к затее Джессики весьма скептично. Всеобщее мнение сводилось к тому, что взрослые люди, и в первую очередь ее родители, не должны участвовать в подобной авантюре. Однако каким-то чудом Джессике удалось добиться поддержки опытных путешественников — Брюса Армса и Дона Макинтайра, которых абсолютно не испугал агрессивный настрой сердобольных граждан. Брюсу и Дону было достаточно убедиться в том, что Джессика вознамерилась совершить путешествие по собственной воле. В итоге Дон решил ее главную проблему — купил юной мореплавательнице яхту, которая обошлась в 55000 долларов.
Легендарный мастер признавал, что Джессика рискует своей жизнью, но при этом убеждал окружающих: «Забудьте о возрасте — она же не ребенок, выскочивший из спальни с куклами Барби и отправившийся в кругосветное плавание! Я думаю, что молодые люди рискуют своей жизнью больше, когда ездят на автомобилях субботними ночами…»
А между тем Джессика была именно таким ребенком, выскочившим из спальни с целой «командой» мягких игрушек, которых она решила взять на борт своей розовой яхты, что и говорить, идеально подходящей для куклы Барби…
Впрочем, кто бы что ни говорил, но мечта Джессики потихоньку начала сбываться.
Технике безопасности она обучалась в «Морском учебном центре» в Брисбене под руководством Джерри Фитцджеральда — опытнейшего моряка, участника Олимпийских игр в Сиднее. И, осваивая каждое новое упражнение, убеждалась, что в момент кризиса важна не физическая сила, а отработанная техника и умение сохранять ясность мысли.
Предварительно отплытие было запланировано на сентябрь 2009-го. Однако яхте Джессики требовался основательный ремонт, а платить за него было нечем. И тогда Дон поместил в журнале Trade-a-Boat объявление, приглашая волонтеров. К удивлению Джессики, добровольцы съехались со всей страны и были готовы днями и ночами чистить корпус песком, полировать, красить…
В итоге яхту назвали «Розовой леди». А поскольку главным спонсором путешествия стала старейшая в мире семейная косметическая компания Ella Bachй («Элла Баше»), «Розовую леди» торжественно переименовали в Ella’s Pink Lady. Ее гламурная расцветка не оставляла равнодушным никого: кому-то нравилась, кого-то раздражала. Но, главное, что сама Джессика была в восторге.
Связь с миром
Связь с миром Джессика собиралась поддерживать с помощью новейших средств коммуникации. У нее было два спутниковых телефона — один для повседневного использования, другой для чрезвычайных ситуаций, устроенный так, чтобы можно было взять его с собой, если вдруг придется покинуть судно. Выход в интернет Джессике обеспечил маленький спутниковый терминал модели «Sailor 250», установленный на корме. Также яхту оснастили высокочастотным радиопередатчиком, позволяющим устанавливать плановые радиосигналы и слушать сигналы других кораблей. И, конечно, у Джессики был специальный маячок, позволяющий отслеживать все ее перемещения.
Шок: неудачная попытка
И все же перед тем как отправиться в путешествие, Джессика Уотсон решила сделать пробный переход из Брисбена в Сидней. Ее провожали множество людей и даже небольшая флотилия, не говоря уже о двух вертолетах, стрекотавших над головой. Внимательно изучив горизонт, проверив радар и заведя будильник, Джессика вскарабкалась на свою койку и заснула, не снимая спасательного жилета и страховочной обвязки. Но в первую ночь после выхода в море — с 8 на 9 сентября 2009 года — ее яхта столкнулась с гигантским грузовым судном «Silver Yang» и лишилась мачт.
Это был настоящий шок. Джессику разбудил душераздирающий грохот: «Розовая леди» внезапно затормозила и яростно крутанулась вокруг своей оси. Джессика подскочила: ее яхту с тряской и скрежетом несло вдоль корпуса огромного корабля. В какой-то момент «Розовая леди» накренилась на один бок, затем внезапно подпрыгнула и стала вертикально. На палубу с оглушительным грохотом рухнул такелаж…
Джессика так и не смогла понять, почему не заметила тот корабль. Но каким-то чудом сумела сохранить хладнокровие и даже после страшного столкновения не утратила желания отправиться в путешествие…
В Саутпорт она возвращалась на моторной тяге. Ее снова приветствовали сотни людей. Журналисты и камеры преследовали на каждом шагу. Папарацци чуть ли не сутки напролет караулили дом ее друзей, у которых в эти дни остановились Уотсоны. Все больше народу пытались отговорить девушку от опасного путешествия. Даже премьер-министр Квинсленда Анна Блай, которая сначала одобрила затею Джессики, заявила, что девушке стоит еще раз все обдумать.
К счастью, среди тех, кто по-прежнему поддерживал юную мореплавательницу, тоже были весьма влиятельные люди. Ей пожелал удачи даже эксцентричный британский миллиардер сэр Ричард Брэнсон, что несказанно порадовало Джессику. А руководство судостроительной компании Australian Marine Enterprises (AME) предложило бесплатно починить «Розовую леди». И уже через 19 дней, 28 сентября, лодка была полностью восстановлена и готова к путешествию. А 18 октября отплытие, наконец, состоялось.
Принять ванну, выпить чашечку кофе…
Из дневника Джессики:
«Спать на палубе было просто волшебно, — писала Джессика, чувствуя себя королевой мира. — Конечно, я по всем скучала, и это ощущение так и не покинуло меня, но со временем я к нему привыкла».
Продовольственные запасы Джессика и ее мама собирали вместе. И список получился внушительный, все-таки эту пищу мореплавательнице предстояло распределить на весь срок своего безостановочного путешествия: 24 банки консервов Spam, 200 литров сухого молока, 64 банки консервированной картошки, 32 банки ананасов, 36 банок тунца и 250 картонных упаковок с соком. Компания, поставляющая яйца, специально для Джессики выпустила особую партию яичного порошка, а от компании Easyfood она получила целую гору продуктов быстрого приготовления в герметичной упаковке. Ну и, конечно, запаслась пятью большими коробками леденцов!
Из дневника Джессики:
«…Сегодня я планирую есть ножки ягненка от «Изифуд», они такие вкусные! Конечно, с картофельным пюре от «Деб» и спаржей.
А оставшееся время собираюсь отдохнуть и, может быть, принять в кокпите ванну, в качестве которой мне служит специальная бочка.
Сначала я распаковываю все, что мне понадобится для мытья, аккуратно расставляю флаконы и раскладываю мыло по кокпиту. Потом наполняю бочку соленой водой, тру себя мочалкой, дважды наношу на волосы шампунь — иначе в соленой воде они как следует не намылятся, потом споласкиваюсь кружкой драгоценной пресной воды. Ну а после «душа» сижу и расчесываю волосы и сушу их на ветру — настоящий природный фен! В зависимости от того, какой был день и насколько прогрелся воздух, я либо получаю удовольствие от мытья, либо поливаю себя через силу, визжа и покрываясь мурашками. Но в любом случае это важное событие в моей ежедневной рутине».
После стольких лет временами мучительно долгой подготовки само путешествие пролетало стремительно и на редкость увлекательно. Джессике даже удалось поймать огромную рыбину «с немаленькими зубами». Правда, какой-то морской хищник успел добраться до нее раньше девушки, оставив ей лишь кусочек мяса на крючке с приманкой.
А 19 ноября 2009 года Джессика пересекла экватор.
Из дневника Джессики:
«Это была одна из главных вех моего путешествия, и я хотела отметить событие как следует с традиционным тостом в честь Нептуна, обливанием морской водой и лавиной телефонных звонков от взволнованных близких. А еще устроила себе приятную трапезу с большим количеством шоколада».
Рождество на краю света
Декабрь в океане должен был стать настоящим испытанием для юной мореплавательницы. В ожидании зимнего ветра Джессика несколько дней подряд была занята проверкой и перепроверкой всех деталей. А главное, креплением страховочных ремней, в том числе и для всей своей «команды мягких игрушек»!
В каюте ей пришлось произвести полную перестановку. Паруса для слабого ветра спрятать поглубже, штормовые извлечь наверх. И, конечно, выложить теплую одежду и непромокаемое снаряжение.
До знаменитых «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» (области между 40 и 50 градусами южной широты, известные невероятными бурями и штормами) оставались считанные дни. Джессика немного нервничала, думая об этой части путешествия.
Из дневника Джессики:
«Температура воздуха и воды упала на несколько градусов. Я приближалась к Тихоокеанскому полюсу недоступности, максимально отдаленному от любой суши. Его координаты: 48°52’6 южной широты и 123°23’6 западной долготы. Мне говорили, что эту точку назвали в честь капитана Немо из книги Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Так что с полным правом можно сказать, что мне предстояло встретить Рождество на краю света! Я радовалась каждому подарку, каждому пустяку, как никогда не радовалась дома…»
Под Новый год на море творилось что-то невероятное. Яхту Джессики окружали пятиметровые волны! Но рядом с «Розовой леди» больше шести часов подряд плыл дельфин — будто присматривал за отважной девушкой!
Казалось, ветер наконец стихает. Джессика сидела за навигационным пультом и гордилась тем, что так успешно прорвалась сквозь бурю. Как вдруг, буквально из ниоткуда, обрушилась гигантская ледяная волна и вода полилась из закрытого вентиляционного люка прямо ей на голову. За те сутки Джессике удалось поспать всего часа три. Она вымоталась так, будто прошло несколько долгих тяжелых дней.
А первого января 2010 года начался шторм. Это был единственный момент за все путешествие, когда «Розовая леди» рисковала налететь на айсберги Южной Атлантики. Льдины могли проплыть прямо под поверхностью воды, их трудно было бы обнаружить даже при свете дня, не говоря уже о ночи.
Обогреватель не работал уже несколько дней подряд. Дул жутко холодный ветер, несущий дыхание шторма прямо с Антарктики…
Из дневника Джессики:
«Было так холодно, что все время приходилось прятаться в каюте. Когда до мыса Горн оставалось уже совсем немного, я сломалась. Все потому, что мы никуда не двигались, даже казалось, будто плывем назад…»
Между тем австралийский издательский дом «Ньюс Лимитэд» оплатил родителям Джессики перелет в Чили, чтобы они хотя бы из самолета могли посмотреть, как яхта их дочери будет огибать легендарный мыс. Однако этот перелет обернулся целым приключением. В таких погодных условиях был только один шанс из трех, что самолет отыщет «Розовую леди». Нервы юной путешественницы и ее близких были на пределе. Сначала девушке сообщили, что родители через несколько часов будут пролетать прямо над ней, а потом оказалось, что им пришлось развернуться! А когда пилот наконец-то отыскал яхту, те сорок пять минут, которые самолет кружил над «Розовой леди», пролетели для Джессики как 45 секунд…
«Розовая леди» уверенно двигалась в сторону Атлантики. Джессика наслаждалась солнечными днями, порой засыпая на крыше каюты. А просыпаясь, видела целые стаи красивых черно-белых дельфинов!
Но даже когда солнечные дни резко оборвались, Джессика не расстроилась. Ее радовал сильный ветер и почти не пугали высокие волны. Единственное, что оставалось сделать, — пристегнуться и держаться. Впереди ее ожидало четыре нокдауна. Причем третий был самым худшим: мачта описала дугу в 180°, «Розовую леди» подняло и швырнуло вниз, а потом на нее яростно обрушилась гигантская масса воды и зверски перевернула вверх дном.
Однако «Розовая леди» шла под одним маленьким штормовым стакселем, и большой электрический автопилот потрясающе справлялся со своей работой, хотя каюта превратилась в настоящую зону бедствия. Все, что могло промокнуть, было мокрым насквозь. Шкаф развалился на части, которые разлетелись по всей яхте, как и остальное оснащение. Плита перестала зажигаться. Оставалось только надеяться, что она все же заработает, когда подсохнет.
Между тем погода стала ухудшаться. Ветер, плотный от брызг, нес ледяной холод, жалил каждый незащищенный кусочек кожи. В какой-то момент измерительные приборы показали, что порывы ветра превышают 60 узлов.
Из дневника Джессики:
«Я и раньше видела большие волны, но таких — никогда. Это были настоящие необъятные стены из воды!»
Первый нокдаун был не так уж страшен. Второй гораздо мощнее. А третий перепугал Джессику по-настоящему. Она вдруг услышала жуткий рев. «Розовую леди» подхватило, перевернуло и швырнуло вверх тормашками прямо в пропасть между волнами. Вещи так и летали по каюте… Тем не менее корпус и такелаж «Розовой леди» чудом остались целы. Однако ремни, державшие прикрепленный в кокпите спасательный плот, порвались. К счастью, Джессике удалось стащить его вниз, иначе в случае еще одного удара она бы его больше не увидела.
…К счастью, все обошлось. «Розовая Леди» буквально летела через Атлантику. И никогда еще Джессика не испытывала такого восторга от простой возможности снова пользоваться плитой. С невероятным удовольствием она готовила пирожки с консервированным мясным фаршем для гамбургеров. Или сладкий пирог…
В феврале Джессике предстояло пройти мыс Доброй Надежды, правда, значительно южнее, так и не увидев земли. А ближе к концу месяца она обогнула Южную Африку, но это событие не могло сравниться с удивительным моментом, когда она проходила мыс Горн.
Впереди у Джессики была, пожалуй, самая бурная весна в ее жизни. До возвращения в Австралию оставалось всего 1400 морских миль!
Из дневника Джессики:
«Вторник, 30 марта 2010 года. Молнии над морем — это что-то! Такие вспышки могут выглядеть очень зрелищно, когда ты дома, в безопасности. Однако металлическая мачта «Розовой леди» была самым высоким, причем единственным «притягательным» объектом в радиусе тысяч километров, так что в грозу я постоянно была в напряжении. И никак не могла обезопасить яхту, поэтому оставалось только прятаться в каюте и надеяться на лучшее».
18 апреля исполнилось шесть месяцев с тех пор, как Джессика вышла в море. На рассвете яхту опрокинуло. Как раз в тот момент, когда юная мореплавательница немного расслабилась, потому что ветер затихал. Она проснулась оттого, что на нее обрушились разнообразные предметы и поток воды. Кругом пенились 10-метровые водяные горы. Впрочем, «Розовая леди» великолепно справлялась.
После того как яхта вернулась в нормальное положение, Джессика надела непромокаемую одежду, натянула капюшон и забралась обратно на промокшую койку. Да уж, с уютной пижамой, мягкой двуспальной кроватью и свежими простынями все это было не сравнить. Но крепче, чем в тот раз, девушка не спала никогда!
А ночью на море творилось настоящее безумие. Волны доходили до 12 метров. И только Джессика хотела немного вздремнуть, как яхту снова опрокинуло. И снова никакого ущерба, только огромная бутыль со средством для мытья посуды вывалилась из шкафа и заляпала своим содержимым все вокруг, включая клавиатуру ноутбука, на которой она печатала.
Перед отплытием Джессика говорила: «Существует целый миллион или даже миллиард причин, побуждающих меня совершить такое путешествие, но я думаю, что самая большая причина — это вызов самой себе. Я слышала об этом столько разных историй, а сейчас хочу узнать, смогу ли я сама совершить подобное?»
И вот она узнала. Она – смогла!
Из дневника Джессики:
«День перед прибытием в Сидней ничем не отличался от остальных. Но когда в небе над «Розовой леди» застрекотали вертолеты, стало очевидно, что тихие дни одиночного плавания остались позади. Ближе к вечеру ветер и волны постепенно успокоились, тучи рассеялись, и я увидела линию берега и несколько мерцающих городских огней. Так хотелось поскорей обнять родителей, друзей… Но уже через несколько недель, проведенных на материке, я испытала непреодолимое желание вернуться в море…»
Редакция «МВ» благодарит за сотрудничество пресс-службу Джессики Уотсон. Читайте ее замечательную книгу «Сила мечты».
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
САМЫЕ НЕВЕРОЯТНЫЕ ЯХТЫ МИРА
Оскар КОНЮХОВ: «Сын за отца отвечает!»
Старший сын Федора КОНЮХОВА рассказал «МВ» о том, почему, преклоняясь перед отцом, все же не пошел по его стопам. Автор: Елена […]
Евгений Шкаруба: Морские практики в деталях
Пятилетняя кругосветка на яхте «Джульетта» — как это было… Автор текста: Елена Плотник В 2005 году английская яхтсменка Эллен Макартур стала […]
ЯХТИНГ В ГРЕЦИИ
Мифы и легенды тысяч островов…
Со времен древней Эллады путешествия под парусами среди тысяч греческих островов возбуждали воображение истинных моряков…