СОКРОВИЩА УЗБЕКИСТАНА
29 сентября 2016 в 10:46, просмотров 3528
ВЫСТАВКА В ОСОБНЯКЕ СТОЛИЧНОГО МУЗЕЯ
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве прошла замечательная выставка «Сокровища культурного наследия Узбекистана».
Автор: Елена ШПИЗ
Это был настоящий подарок судьбы: 28 сентября 2016 года мы умудрились побывать на выставке «Сокровища культурного наследия Узбекистана», официально закрытой еще 25 сентября. Однако, каким-то чудом, организаторы подарили нам еще один день, и, по вдохновенной рекомендации художника-дизайнера экспозиции Милы ВВЕДЕНСКОЙ, команда «МВ» устремились в уютный особнячок Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, дабы увидеть редкие работы узбекских мастеров и российских авторов, вдохновленных поездками в Узбекистан, а кроме того, отдельный зал тематических шедевров из собрания Третьяковки, впервые представленных настолько полной отдельной историей.
– Эта выставка удивительна по своему масштабу и наполненности. В ней столько красоты и радости. Она не забирает энергию, а дарит, – делилась с журналистами «Мира Впечатлений» («МВ») Мила Введенская, чью проникновенную работу впору назвать «застывшей режиссурой». И стало как-то особенно приятно, что инициалы известного художника-дизайнера совпадают с аббревиатурой нашего журнала.
Мы были очарованы, околдованы. Мы почувствовали себя детьми, попавшими в сказку. И дело вовсе не в докучной роскоши, а напротив, в живом рукотворном искусстве – органично простом и бесконечно сложном.
Как оказалось, большинство экспонатов принадлежит самому Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства, долгие годы кропотливо собиравшему столь крупную уникальную коллекцию.
Казалось бы, всего 5 небольших уютных залов, но сколько же объема, сколько воздуха и радости было в них. Старинные национальные костюмы с ювелирной – серебряной и золотой – вышивкой на бархате, тюбетейки, оформленные интригующими узорами: от самых красочных с камнями – до неброских, но приковывающих взгляд; всевозможные гобелены и халаты из редких тканей, ювелирные украшения, шкатулки, тяжеленные серебряные сосуды ручной работы, музыкальные инструменты с необычной инкрустацией.
Кроме того, мы увидели экспонаты из частных коллекций Таира Таирова и семьи Путниковых: узбекский текстиль и украшения XIX – XX вв, графику Кузьмы Петрова-Водкина, живопись Варшама Еремяна, Михаила Курзина, Александра Волкова, Леона Бурэ, посвященную Самарканду, Бухаре, Хиве, Ташкенту…
Керамика: наивное искусство
Миниатюры 1930-х годов от мастеров Федоскино, Мстеры и Холуя, вдохновленных поездками в Узбекистан, радовали внутренним светом и умиротворенным настроением. Герои этих работ – обычные люди за обычными занятиями, но не обремененные заботами, а благостные, нашедшие свое скромное место под солнцем: «Узбеки пьют чай» и «Узбечки-ковровщицы» неизвестных авторов, «Узбеки. Чтение газет» Алексея Кругликова, «Узбеки в чайхане» Ивана Семенова.
А потом зал узбекской керамики окутал нас атмосферой живого ремесла. Геометрия узоров Тураба Миралиева создала особую атмосферу.
Но больше всего растрогали милейшие керамические игрушки-свистульки: слон с ушами-крыльями и невероятным хвостом-лопатой, загадочный ослик с закрученным хоботом и прочие забавные существа, славные до невозможности.
И как-то хорошо стало на душе от этого небольшого путешествия во времени и пространстве. Как-то меньше стало мыслей о проблемах. Как-то больше – о позитивном, о вечном…
Умение украшать
Многие из представленных на выставке костюмов, украшений, резных столиков, ширм и других предметов мебели демонстрировались на знаменитой Всемирной выставке в Париже в 1937 году и получили золотые и серебряные награды за роспись и резьбу.
Хранитель музея Татьяна Рыкова обратила внимание на богатую резную дверь XVIII в. Оказывается, это типичная особенность узбекского жилища: скромное внутреннее убранство и богатая парадная дверь. «Умения украшать у узбеков не отнять!» – считает Татьяна.
Вообще, для резьбы в Узбекистане используются лучшие местные породы деревьев: орех, чинара (платан), карагач, арча (можжевельник), шелковица, тополь, абрикос. Вообще резное дерево играет огромную роль и в архитектурном декоре Узбекистана, и в украшении всевозможных предметов: шкафов, сундуков, многогранных столиков, ширм, тумбочек, шкатулок. Кстати говоря, узбекские столики и тумбочки пользовались большим спросом у европейцев во второй половине XIX – начале XX в.
Таинство сюзане
Невероятное любопытство пробудила уникальная бухарская техника золотого шитья «сюзане». Хотелось в деталях рассмотреть настенные ковры, вышитые по шелку, бархату или хлопчатобумажному полотну. Оказывается, они служат оберегами в каждом узбекском доме. «На этой выставке мы показали сюзане во всей красе», – делилась заведующая отделом тканей музея Светлана Исраелова.
По древней узбекской традиции, если в семье рождалась девочка, то мать начинала шить сюзане в качестве ее приданого. А девочки вышивали свое сюзане с 10-12 лет, чтобы завершить вышивку к свадьбе, оставив лишь маленький незаконченный участок, символизирующий преемственность поколений и означающий желание невесты иметь дочь, которая продолжит дело матери. Умение вышивать в Узбекистане всегда очень ценилось и за девушку-мастерицу давали больший калым.
Каждая деталь выставки интриговала. Особенно загадочные иероглифы на редких тканях. Как выяснилось, ткань «хан-атлас» считается национальным шедевром Узбекистана. За сходство с облаком в ферганском регионе ее называют «абровой», а в Европе — «икат». Мелкий рисунок играет роль оберега. Изображения амулетиков «туморчи», гребней «тарог», змеиных следов «илон изи», светильников «чирог», растительных орнаментов, гирлянд из сплетенных тел людей и животных — считаются символами, уходящими корнями в зороастризм, призванными оберегать от горестей и напастей.
Оставить отзыв | |