Вокруг разработки «Электронной путевки» стоимостью 65 млн рублей разразился крупный скандал с судебным иском
08:22, просмотров 446
Компания «Аэронавигатор», занимающаяся разработкой системы «Электронная путевка», обратилась в суд с иском против получившей от Ростуризма контракт на создание системы IT-компании «Астерос».
При этом еще в декабре прошлого года «Аэронавигатор» отправил в Ростуризм письмо, в котором указал, что компания является автором программного обеспечения «Электронной путевки», и пока никакие авторские права компания никому на него не передавала, т.к. не получила деньги за работу. Однако, в этот же день, 28 декабря, ведомство неожиданно объявило конкурс на монтаж и установку новой системы.
В итоге стороны так и не смогли договориться – компания «Аэронавигатор» не получила оплату. При этом, по словам коммерческого директора субподрядчика Александр Белея, Ростуризм и «Астерос» до сих пор сохраняют молчание. «Ситуация не изменилась. Сейчас мы обратились в суд, и ждем определения», –сообщил он корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ».
Источник: tourprom.ru
Предыстория
Ростуризм оказался в центре скандала, последствия которого могут негативно отразиться как на репутации ведомства, так и на карьере его руководителя. Причиной этому стал инцидент с неоплатой создания системы «Электронной путевки», в результате которого разработчик запретил заказчику пользоваться этим программным продуктом. И даже если ситуацию удастся «разрулить», сам факт отсутствия должного контроля за исполнением своего заказа со стороны чиновников Ростуризма бросает существенную тень на руководство этой организации. Усугубляет ситуацию с репутацией ведомства и отсутствие контроля его чиновников по отношению к расходу средств на «туристические кластеры» Федеральной целевой программы (ФЦП), о чем Владимир Путин перед самым Новым годом поручил разобраться Генпрокуратуре.
Вкратце напомним предысторию этого вопроса: в мае 2016 года Ростуризм заключил государственный контракт с компанией «Астерос» на создание системы «Электронная путевка», которая, согласно замыслу, должна обеспечить прозрачность и контроль деятельности туроператоров, позволяя чиновникам формировать отчетности, содержащие достоверные статистические и аналитические данные. Тогда Ростуризм пообещал, что «Электронная путевка» выйдет в свет уже в 2017 году. Далее компания «Астерос» наняла субподрядчика в лице IT-компании «Аэронавигатор», стоимость работ которой составила 65 млн рублей – это примерно треть от общей суммы контракта. Предполагалось, что субподрядчик, принимавший участие во внедрении электронного авиабилета в России и хорошо знакомый с этой технологией, напишет программную часть, а «Астерос» обеспечит комплекс технических средств и систем информационной безопасности для хранения персональных данных туристов.
Следующая информация об «Электронной путевке» появилась лишь в самом конце декабре 2016 года, когда директор проекта от компании «Астерос» Алексей Денисов рассказывал порталу «Инфокоммуникации онлайн», что система готова на 80%.
Однако как раз в это время и начал разрастаться скандал. Так, за день до публикации данного интервью гендиректор «Аэронавигатора» Игорь Морачев направил письмо в «Астерос», в котором он сообщил, что заказчик не оплатил выполненные работы, в связи с чем авторские права на результаты интеллектуальной деятельности, в данном случае на систему «Электронная путевка», по-прежнему принадлежат только компании «Аэронавигатор». А «Астеросу» было предложено полностью оплатить создание «Электронной путевки» и выплатить 142 тыс. рублей штрафа по статье 395 Гражданского кодекса РФ «Ответственность за неисполнение денежного обязательства».
В декабре «Аэронавигатора» также отправил в Ростуризм письмо, в котором указал, что компания является автором программного обеспечения «Электронной путевки», и пока никакие авторские права компания никому на него не передавала, т.к. не получила деньги за работу. Поэтому, отметил он, программное обеспечение, которое эксплуатируется в Ростуризме, работает незаконно.
Впрочем, такая трактовка происходящего не совсем сходиться с действиями Ростуризма, который 28 декабря, в день, когда «Аэронавигатор» заявил об исключительности своих авторских прав на разработку, неожиданно объявил конкурс на монтаж и установку новой системы. То есть получается, что ведомство знало о происходящем, но скрывало проблему от туристического сообщества, сохраняя хладнокровное спокойствие.
С другой стороны, в самой компании «Астерос», получившей контракт от Ростуризма, заявили о ненадлежащем качестве выполненных работ со стороны «Аэронавигатора», и сообщили о готовности выплатить деньги, как только недоработки будут устранены. Однако там отметили, что субподрядчик уже не раз получал письма с просьбой исправить ошибки, но реакции не последовало. При этом в «Астерос» корреспондента инфогруппы «ТУРПРОМ» уверили, что на данный момент «Аэронавигатор» не является законным обладателем системы и запрещать ничего не может. «Группа «Астерос» впервые сталкивается с таким недобросовестным выполнением работ и намерена защищать свои интересы в суде», — пояснили в компании. «При этом у «Аэронавигатор» уже есть печальный опыт оспаривания в суде своих прав на программный продукт, который в итоге был признан по большей части заимствованным у другого разработчика. Судебный вердикт тогда был не в пользу «Аэронавигатора». Мы знали об этом прецеденте до привлечения коллег к работе над проектом «Электронная путевка», однако нас убедили в том, что в «Аэронавигатор» действительно сильная команда программистов. Вероятнее всего, так и есть, но это, к сожалению, не отменяет нелицеприятных методов отстаивания своих интересов со стороны менеджмента компании», — сказали в пресс-службе подрядчика.
На этом фоне сразу возникает логичный вопрос. Почему «Астерос» настолько безответственно подходит к выбору партнеров? Или дело тут вовсе не в этом? В любом случае ответственность за происходящее должен нести Ростуризм, который полностью и безоговорочно отвечает за выделенные государством деньги.
«Такая ситуация, мягко говоря, неприятна и для отрасли, которая рассчитывала на данную систему, и для самих исполнителей, и, безусловно, для заказчика. Ведь вопрос расходования бюджетных средств состоит не только в их освоении, но и в контроле», — пояснил «ТУРПРОМу» источник, знакомый с ситуацией. По его словам, любое ведомство всегда отвечает за то, как потрачены деньги, и каким образом используются те наработки, на которые были выделены государством средства.
«Как правило, Счетная палата всегда интересуется эффективным расходованием бюджетных средств. И здесь, конечно, Ростуризм как государственный орган власти, который является распределителем бюджетных средств, обязан отчитаться, каким образом потрачены деньги. Ответственность за то, как он выбрал исполнителя, как он выстроил с ним взаимоотношения, естественно, ложится на него. То, что происходит на уровне соисполнителей, за этим нужно следить», — пояснил собеседник «ТУРПРОМа».
Он также отметил, что как правило, такие большие проекты на столь крупные суммы подразумевают проведение работ в несколько этапов. Это происходит для того, чтобы быть в курсе всех наработок и разработок, которые проводятся по контракту, и контролировать их. «Требования к организациям, которые получают контракт крайне высокие. А тот факт, что первая компания решила взять в соисполнители другую, уже вызывает вопросы. Почему изначально «Аэронавигатор» не учувствовал в конкурсе, и почему с ним не заключили контракт на выполнение этих работ? Ростуризму в любом случае придется отчитываться о том, каким образом были потрачены бюджетные средства, и что мы теперь имеем вместо системы «Электронной путевки», – заключил эксперт.
Источник: tourprom.ru
Оставить отзыв | |