В Благовещенском районе Амурской области началось строительство первого трансграничного железнодорожного моста через Амур между Россией Китаем. Таким образом решится проблема объезда в 3,5 тыс. км!
Две трети пограничного мостового перехода расположатся на российской территории. Наша часть этого сооружения будет включать подъезд к автомобильной федеральной трассе «Амур», мост через протоку Каникурган и мост через основное русло реки Амур. Проектом предусматривается строительство автомобильного моста и канатной дороги. Оставшаяся треть мостового перехода расположится в Китае.
Подготовка к строительству моста шла более 20 лет. Предполагается, что его построят за три года. Ввод в эксплуатацию намечен на 2019 год.
Еще в 1993-м году был разработан проект общей стоимостью $150 млн, который так и не был реализован. Однако переговоры между российской и китайской сторонами продолжались, и в 2003 году удалось даже договориться, что финансирование строительства моста через Амур – от российского Благовещенска до китайского Хэйхэ – полностью возьмет на себя китайская сторона. Однако Правительства РФ идею не поддержало, поскольку объемы российских перевозок на китайскую сторону были непонятны, а в строительстве моста для китайцев, пусть даже за их счет, российские власти смысла не видели.
По всей видимости, в настоящее время ситуация изменилось, и Россия все-таки дала добро на строительство моста. Стоимость проекта составляет 19 млрд руб. Объем финансирования российской части оценивается в 14 млрд руб. Эти деньги будут выделены за счет заема на 20 лет от Банка КНР, залогом возврата которого станет плата за проезд. С китайской же стороны строительство будет осуществляться за счет государственных инвестиций.
Соучредителем СП с российской стороны является УСК «Мост», входящая в одноименную группу компаний, принадлежащую известному предпринимателю Руслану Байсарову.