Акварель Страшного человека ушла с молотка за 100 000 евро: насколько этичны действия аукционистов?

Не представляющая художественной ценности акварель Гитлера с изображением замка Нойшванштайн в Баварии на днях была куплена неизвестным покупателем из Китая за 100 тысяч евро.

По всей видимости представители арт-бизнеса решили рассказать миру о том, что прежде чем стать главным разрушителем в истории, Гитлер мечтал о будущем живописца.

Рисунок фюрера выставил на торги Нюрнбергский аукционный дом Auktionshaus Weidler. Причем, помимо этой акварели, с легкостью ушли с молотка еще 13 произведений того же автора – в общей сложности на 391 000 евро. Все эти рисунки Гитлера датируются периодом от 1904 до 1922 года.

«Имен покупателей назвать не могу, поясню только, что акварель с замком продана в Азию, как и «Цветочный натюрморт», который купили за 73 000 евро», — цитирует РИА «Новости» представительницу Auktionshaus Weidler Катрин Вайдлер, также уточнившую название других гитлеровских лотов: «Церковь в Вене», «Церковь миноритов в Вене», «Дворец Хофбург», «Прага в тумане», «Карлова церковь в Вене», «Портрет девочки», рисунок «Обнаженной», проданных за меньшие, но тем не менее, внушительные суммы – от 9 000 до 20 000 евро.

Как передает «Интерфакс», картины Гитлера не впервые уходят с молотка за крупные суммы, хотя эксперты оценивают их художественную ценность крайне низко.

За свою жизнь Гитлер успел написать около трех тысяч рисунков, преимущественно, карандашных. И, хотя к продаже подобных лотов общество относится весьма скептически и осуждает Auktionshaus Weidler, руководство этого аукционного дома воспринимает данную проблему исключительно на уровне закона, который не запрещает продажу картин Гитлера, поскольку ни его изображения, ни нацистских символов эти творения не содержат, и к фашистской идеологии отношения не имеют.

Вопрос, откровенно, спорный, в связи с чем корреспондент «МВ» попросила комментарий у владелицы известного в Лондоне аукционного дома MacDougall’s Екатерины Макдугалл, которая высказала свое мнение относительно сложившейся ситуации: «Любая пропаганда такой личности, как Гитлер – возвращает в мир то зло, которое он нес. Скажу только, что в англо-сакском мире продажа подобных лотов невозможна в принципе. И дело даже не в законе – то есть, в наличии или отсутствии изображения этого человека или запрещенной фашистской символики. Это, прежде всего, этический вопрос, который каждый аукционист для себя решает сам. Я, например, бизнес в таком ключе категорически не приемлю.» – резюмирует Катерина Макдугалл.

Елена ШПИЗ

ad