ДОСТИЧЬ ВЕРШИНЫ: Философия свободы от Сергея ШПИЗА…
СТЕНА ПАМЯТИ В КАРАВШИНЕ
1 декабря 2017 в 23:21, просмотров: 4365
ПИК «ОДЕССА» (4810) – BIG WALL MEMORY
В 2016 году у отвесной стены пика «Одесса» в Киргизии силами друзей был создан мемориал Павла Маковских, Ильи Поселяничева и Сергея Шпиза, которые сорвались с отвесной стены, покорив недосягаемую вершину – в единой связке, уже на спуске – 29 июля 2015 года…
ОТ РЕДАКТОРА:
Этот репортаж был опубликован Виктором Поляковым в «Русском боггере» 31 октября 2016 года, но я прочла его и узнала, о том, что сделали друзья моего брата Сергея Шпиза и погибших с ним в одной связке Павла Маковских и Ильи Поселяничева, только сейчас. Передать словами, то, что почувствовала, невозможно. Ребята добрались до пика «Одесса», с которого уже на спуске сорвалась страховка с нашими мальчиками, и создали проникновенный мемориал, который невольно захотелось назвать Пик «Одесса» (4810) – Big Wall Memory…
Елена ШПИЗ
РЕПОРТАЖ С МЕСТА СОБЫТИЙ
ОПУБЛИКОВАНО «РУСКИМ БЛОГГЕРОМ» 31 ОКТЯБРЯ 2016 ГОДА
Сегодня мы отправляемся в Кыргызстан. Наша цель – ущелье Каравшин в Памиро-Алайских горах. Каравшин называют «Азиатской Патагонией», но массового туриста, как в Патагонии американской тут нет. Во-первых, здесь нет никакой инфраструктуры, во-вторых бывали случаи вылазок, как теперь бы их назвали, международных террористов – район находится у границ Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Сейчас, вроде, обстановка спокойная, поэтому сюда приезжают альпинисты. Но, далеко не всякие альпинисты могут совершать восхождения в Каравшине – здесь высокие, красивые и очень сложные горы, поэтому по силам они только самым лучшим, отлично подготовленным физически и технически спортсменам. Такими были наши друзья – Илья Поселяничев, Павел Марковских и Сергей Шпиз. В прошлом году парни совершили здесь ряд успешных восхождений, а заключительное стало для них последним. Ребята прошли маршрут Русяева (6А) на пик 4810 и погибли на спуске…
Текст и фото: Виктор ПОЛЯКОВ
Спустя год после трагедии мы решили организовать небольшую экспедицию в Каравшин и установить под горой таблички в память о наших друзьях.
В Каравшин добираются из города Ош, в который из Москвы летают прямые самолёты, но я летел через Турцию, потому что так вышло дешевле, а ещё была возможность погулять по Стамбулу.
Рейс Стамбул-Ош представляет собой шайтан-базар. Киргизы летают в Стамбул за товаром, поэтому обратно везут с собой килограмм 100-150 барахла. Уже сдав багаж и оказавшись в зоне вылета, при них остаются тюки, которые попросту не пролазят в дверь самолёта по габаритам, поэтому сотрудники авиакомпании отбирают у них ручную кладь и относят в багажное отделение. Но и это не помогает – на борту весь полёт они перепаковывают свои пакеты, расталкивают их по полкам и другим местам салона. Ну а вишенкой на торте стала попытка утащить у меня носки и маску для сна, которые выдали бортпроводники на время полёта:)
При всём при этом после приземления в Оше все вдруг стали тихими спокойными людьми и выстроились в очередь на пограничный контроль. Если бы не предыдущие 6 часов, я бы и не поверил, что они могут быть такими дикими.
Итак, добрались до Оша. Чтобы оказаться в Каравшине, нужно воспользоваться услугами туристической фирмы (во-первых, заранее нужно оформить пропуска в погранзону, во-вторых, как-то туда доехать). Свои услуги предлагают две фирмы – «Ак-Сай Трэвэл» и «Баткен-Трэвэл». В «Ак-Сае», говорят, всё дорого, в «Баткене» немного дешевле. Мы воспользовались «Баткеном». Не без косяков, конечно, но, в целом, остались довольны.
Нас встретили в аэропорту, отвезли в магазин за едой и на базар за прочими полезностями. До этого на азиатском базаре я был в Самарканде, и там было интересно, базар в Оше больше похож на помойку – разруха, мусор, почти пустые прилавки. Может сейчас был не сезон на рынке?
Поскольку выезд наш был не спортивный, чёткой субординации в коллективе не было, а значит не было и ответственных. Чтобы не остаться без еды, функции завхоза взгрузила на себя Ида. Держала общую кассу и закупалась всем необходимым.
Парни же в это время занимались политикой – решали, как куда ехать и сколько за что платить.
Сделав все дела в городе, грузимся в мерседес-маршрутку и едем вдоль границы до городка Актатыр. Дорогу сейчас сделали хорошую, только в паре мест нет асфальта, но обещают починить. Киргизы на дороге не лихачат, а потихоньку едут по встречке или по разделительной полосе. Дорога из Оша занимает около 5 часов.
Дальше уже нужно двигаться в горы. В базовый лагерь есть три варианта пути. Первый – через Ворух, город который стоит у входа в ущелье. Но есть проблема, Ворух – эксклав Таджикистана, то есть кусок Таджикистана посреди Кыргызстана. Говорят, там постреливали, поэтому через Ворух сейчас никто не ходит. Второй вариант – через перевал Сарьяз, третий – через посёлок Узгуруш. Через Узгуруш идти дольше всего, поэтому мы отправляемся через Сарьяз.
В интернетах мы почему-то не нашли внятных карт и описаний, как ходить этот маршрут, поэтому понадеялись на местных проводников, и заодно, записали GPS-трек на будущее. Посмотреть можно здесь.
От Актатыра до Сарьяза нас довезли в менее удобном, но более проходимом мерседесе. Под перевалом расположен кош, где местный чабан за отдельную плату готовит ужин и выделяет сарай, в котором можно поспать.
К нашему приезду, сезон выпаса скота уже заканчивался, поэтому нас встречали не стада овец и коров, а засраная поляна, да пара осликов.
Женщины отправились наводить уют в хлеву, а мы решили спать под звёздами. Алексей одобряет.
Кстати, это была единственная ночь, когда я наблюдал миллионы звёзд над головой. Во все последующие в небе висел прожектор Луны, поэтому звёзд было видно мало.
До базового лагеря идти полтора-два дня по горной тропе, тащить на себе все вещи и запас еды – не вариант, поэтому все нанимают осликов. Проснувшись, мы собрали вещи и отдали свои рюкзаки и баулы погонщикам, которые начали загружать ослов.
А в это время «бабы-йоги» проводили зарядку. Елена Петровна, мама Паши, увлекается восточной медициной и культурой в целом, позвала всех на утреннюю разминку, но почему-то откликнулись только девушки.
Все готовы, теперь на перевал. В картах OSM перевал обозначен как Sary-Yaz (2915). Наша ночёвка же находилась где-то на высоте 2600 метров над уровнем моря.
НА ПЕРЕВАЛЕ
Взобравшись на перевал, мы думали, что сейчас сбросим обратно 300 метров, которые только что набрали, и дальше пойдём по ровному вдоль реки. Ведь высота базового лагеря где-то 2800. Но, не тут-то было. Мы в Азии, а не на каком-нибудь Кавказе. Здесь масштабы просто огромны. И, прежде, чем мы выйдем к реке, нам предстояло сбросить не менее тысячи метров.
Небольшой привал для переупаковки вещей. Как-то так получилось, что наши погонщики не очень умели крепить на ослов рюкзаки, поэтому вещи постоянно с них сползали, а один осёл и вовсе свалился с тропы, сам не пострадал, но разбил арбуз и хорошенько измял мой рюкзак, так, что банки с тушёнкой в нём выглядели как после ДТП.
Спустя несколько часов наша уже не очень бодрая группа вышла к реке Каравшин. Здесь устроили обед и пошли дальше. Впереди нас сегодня ждали ещё 4 часа пути.
Река на фото выше выглядит, как небольшой ручей, но это всё наглая ложь – действительность, искажённая объективом фотопропаганды.
На самом деле, всё здесь либо большое, либо огромное. Вот, например, уходящее вдаль ущелье растворяется не в тучах, а в бесконечности.
Порой, тропа проходит над пропастью по склонам, состоящим из щебня и песка. Иногда даже было страшновато.
На закате мы прошли очередной поворот и увидели высокие горы присыпанные снегом.
Говорят, тут раньше был урюковый сад, но его смыла река. Здесь место нашей ночёвки.
Весь следующий день мы уже видели свою цель. В конце ущелья стояла «лопата» 4810.
В один прекрасный момент на тропе наткнулись на одинокую корову, с которой стали фотографироваться, а ущелье решили называть Коровшин.
Кажется, что уже близко, но мы-то знаем, что идти ещё почти целый день.
Река Каравшин берёт своё начало от слияния рек Ак-суу и Кара-суу. Нам нужно в ущелье реки Кара-суу, но прямой дорогу туда нет. Часто приходится подниматься высоко по течению Ак-суу, чтобы через неё перебраться, а потом уже идти в нужное ущелье, но нам повезло, и в 15 минутах от входа в Ак-суу было переброшено небольшое брёвнышко, по которому мы и перебрались. Ослов пришлось разгрузить и отправить вброд.
Пока ослики обсыхали и снова грузились, мы устроили себе обед.
Потом ещё пару часов ходу, и мы на месте.
Здешние горы, действительно, впечатляют.
Здесь сезон уже завершился, уехали и спортсмены, и пастухи, но в базовом лагере мы вечером встретили Андрея Иванченко и Ксюшу Суроегину, которые тут уже больше месяца ходят крутые маршруты и ждут нас, чтобы всем вместе пойти домой.
В базовом лагере мы будем находиться два дня, после чего должны начать обратный путь.
Следующее утро было пасмурным, периодически накрапывал дождь. Мы взяли всё необходимое и пошли вверх.
По дороге искали подходящий камень, на который можно было бы установить мемориальные таблички.
Стоило подняться на сотню метров над лагерем, и дождя там уже не было – выше только снег.
Сквозь тучи иногда проглядывала громадина «4810».
Дальше явной тропы к горе нету, нужно идти по осыпи, поэтому решили выше не искать место для табличек. Вернулись к камню, который стоит чуть ниже, и от которого открывается вид на гору.
Теперь нужно трудиться. Нам надо установить 4 таблички, для этого необходимо пробурить 13 отверстий в твёрдом граните. Все по очереди принимали участие в бурении. Во-первых, это согревало.
Ида долбит «женскую дырку» — так назвали отверстие, которое от начала и до конца пробурили девушки.
К обеду погода улучшилась.
Нет, на фото эти горы выглядят совсем не так, как на самом деле. Это надо видеть живьём.
Лёха на перекуре.
Ближе к вечеру с поставленной задачей справились.
На левой табличке написано «29.07.2015 на спуске погибла группа альпинистов из Москвы. 4810». На трёх остальных имена парней и даты рождения.
Камень с табличками лежит на тропе, ведущей к горе.
Ну, а это наша команда, за исключением Елены Петровны, которая осталась в лагере хозяйничать, а сюда поднимется на следующий день.
На работу по установке табличек, на всякий случай, мы закладывали два дня. Поскольку справились за один, впереди у нас день отдыха. Я отдыхать сидя на месте не умею, поэтому уговорил Митяя, и мы пошли вверх по ущелью в сторону пика Пирамидального.
Взобрались на морену и побрели по крупной осыпи, пока это занятие совсем не надоело. Внизу под нами уже начался ледник, а до Пирамидального оставалось идти еще полдня. Поэтому решили свой поход потихоньку заканчивать. Забрались на самый большой в округе булыжник и назвали его пиком Развалюшным – в честь той развалюхи, на которой он лежит.
Ещё раз взглянули на стену Пирамидального. На самом деле он огромный – высота пять с половиной километров.
Ну, а потом бегом в лагерь – загорать. Ущелье расположено так, что в нём всегда темно и холодно. Первые лучи солнца на палатку падают после полудня, а к 4 часам уже приходит «большая тень», и приходится укутываться в пуховку.
С вечера мы собрали все вещи, которые можно было собрать, а к семи утра уже сидели на чемоданах и ждали ослов.
У нас ещё свежи были воспоминания о переходе через перевал Сарьяз, поэтому на обратном пути решили в первый день добежать до места, где из ущелья Каравшин нужно сворачивать в сторону перевала, чтобы во второй день нам осталось забороть только сам перевал. Сильных парней оставили наблюдать за тем, как грузят наши вещи на ослов, а те, кто послабее пошли вперёд.
Пока, Кара-су.
Над большими горами собирались тучи, иногда даже накрапывал дождь, но мы быстро убежали вниз, в пустыню.
На месте бывшего урюкового сада, где по дороге сюда ночевали, пообедали и бодро пошли дальше.
В один прекрасный момент вынуждены были остановиться на незапланированный привал, потому что упёрлись в 10-бальную пробку. Пастухи гнали по узкой тропе огромное стадо коров, которое никак было не обойти.
А тем временем дело двигалось к вечеру, азиатское жаркое солнце периодически пряталось за облака, и иногда теплым светом подсвечивало склоны гор, которые тут порой напоминают мои любимые Хухуйские горы в Аргентине.
Когда ущелье расширилось, коровы по нему разбрелись и стали грызть камни, а мы их потихоньку обогнали.
Переночевали на берегу реки и только надумали выходить, как коровы, которых обошли вечером, ломанули на перевал. Пришлось их сначала пропустить, а потом вновь обгонять, набирая высоту под палящим солнцем.
Митя с Лёхой отказались от обеда и побежали вперёд, чтобы с перевала вызвать машину – никто не хотел оставаться на ночь в коше на перевале.
Операция увенчалась успехом, ближе к вечеру мы уже тряслись по ухабам, а к полуночи приехали в Ош.
Ош оказался городом, не заслуживающим внимания, где самое главное развлечение – базар и колесо обозрения, установленное в яме:)
Полдня мы отсыпались, а потом прокатились на колесе и погоняли на электромашинках в парке. Больше тут делать нечего. Следующей ночью все дружно приехали в аэропорт, основная часть группы пошла регистрироваться на прямой рейс в Москву, а я с Митей побежал на свой самолёт.
На рассвете я выглянул в окно и увидел, как под крылом самолёта первые лучи солнца ласкают склоны Эльбруса.
А мы летели в Стамбул.
Вместо P.S.
Ребята, огромная вам благодарность за то, то вы сделали! Словами все эмоции и чувства выразить невозможно…
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:
ПОГИБ ВАЛЕРИЙ РОЗОВ!
Трагедия в Непале: не стало легендарного бейсджампера и скайсерфера, который изобрел костюм-крыло…
РАТМИР НАГИМЬЯНОВ: ВЕЧНОСТЬ ОБМАНЧИВА…
3 октября 2016 года уникально талантливый 32-летний бейсджамер из Екатеринбурга Ратмир Нагимьянов совершил свой последний невероятный полет…
ПОЛЕТ В ВЕЧНОСТЬ
В горах Швейцарии погиб 30-летний итальянский бейсджампер Ули Эмануэле, на счету которого более двух тысяч прыжков…
Оставить отзыв | |
1 2 3 4 5 | |
Отправить Отменить |