В этом сезоне круизный туризм в России испытает заметные затруднения: в Волге и Оке изрядно снизился уровень воды

image image

О надвигающейся проблеме обмеления российских рек еще несколько месяцев назад предупреждал глава Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды России Дмитрий Кириллов в общении с представителями центральныхх СМИ. Тем не менее, сотни российских туристов поспешили заранее выкупить путевки в круизные путешествия по Волге и Оке.

Однако, в связи с рекордным обмелением Оки, продажа билетов на круизы после 15 июня уже прекращена. Как оказалось, туроператоры рассчитывали на результаты работ по углублению дна, которые планировалось провести в этом сезоне, тогда бы традиционное летнее обмеление не было столь критично. Однако дно Оки в итоге так и не углубили, видимо, в связи с повсеместным экономическим кризисом, поэтому большинство круизных маршрутов пришлось отменить.

image

Тем не менее, как утверждают представители туркомпаний, интересы людей, купивших путевки заранее, не пострадали. Им просто предложили альтернативный маршрут до Елабуги по цветаевским местам.

Впрочем, на словах у нас всегда все солнечно, на деле же – довольно пасмурно. Туроператоры вынуждены менять маршруты одних теплоходов и пересаживать пассажиров на другие, а это непостижимо сложная задача, учитывая, в каком состоянии находится сегодняний российский речной флот круизных теплоходов, расширять и «осовременивать» который в ближайшее время никто не собирается.

Соответсвенно, людям предлагают понятную альтернативу: либо пересесть на более мелкоссидящие теплоходы (по словам турагентов, ничуть не менее комфортабельных, что на сомнительно, поскольку реально комфортабельных кораблей у нас в принципе мало); либо плыть по другому маршруту на том теплоходе, который нравится. Либо же просто вернуть путевку и получить деньги назад. Однако, учитывая дефицит этих путевок, неудивительно, что большинство граждан от купленных билетов не отказываются.

Основной же проблемой для российского круизного судоходства остается городецкий участок Волги. Неоднократно говорилось и писалось о том, что проблему можно было решить еще лет 20 назад за счет строительства Нижегородского низконапорного гидроузла. Как счастью, в этом году в рамках ФЦП развития транспортной системы РФ к этому проекту наконец-то приступили. В итоге проектирование должно закончится в 2016 году, а строительство гидроузла – в 2020г.

Правда, на данный момент из-за обмеления рек страдают не только обладатели круизных путевок и туроператоры, но и города вдоль речных маршрутов, которые в этом году не досчитаются сотен туристов. Как и многочисленные компании, обслуживающие этих туристов, с которыми в итоге местные власти не стали подписывать долгосрочных договоров. От всей этой ситуации заметно пострадают и Рязань, и исторический поселок Касимов. Там остается только ждать окончания реконструкции Кузьминского гидроузла, которую относительно скоро планируют завершить. Тогда по крайней мере на участке от Москвы до Константиново будет сохранятся необходимый для навигации уровень воды.

image

К счастью, в Тверской области в ближайшее время подобных проблем не ожидается. На данный момент уровень воды никак не ограничивает судоходство. Тем не менее запасы в водохранилищах Волжско-Камского каскада на 15% меньше, чем в прошлом году, и остается только надеяться, что подобное обмеление не слишком болезненно отразится на водопользователях этого бассейна.

Елена ШПИЗ

ad