КАНДИД ТОВЕКС: КРУЧЕ НЕКУДА!
18 сентября 2016 в 21:00, просмотров 5767
ЗВЕЗДА ФРИРАЙДА
Кандид Товекс (Candide Thovex) — ярчайшая звезда мирового фристайла и фрирайда. Этот, до величия сумасшедший, француз многократно выигрывал главные соревнования экстремалов X-Games и первым покорил знаменитый овраг Chad’s Gap, совершив прыжок более чем на 30 м. У Кандида множество собственных проектов и фильмов, ошеломивших миллионы людей по всему миру. Кандида Товекса обожают, ему завидуют, его критикуют, и он жутко переживает из-за последнего, однако сам же смеется над собственной «паранойей»!
.
Добраться до дома Кандида в Ла-Клюзе оказалось непросто. К счастью, неожиданно он сам появился из-за поворота с приятелем Хесусом и подругой Катей.
Обиталище Кандида было забито всяким добром. Как оказалось, зимой он использовал его как склад. Вообще-то я ожидал увидеть интерьер в стиле дворцов махараджей с тигровыми шкурами на мраморных полах и вертолет во дворе, посему слегка разочаровался.
Ребята оказались голодными, и перед ужином я сгрыз вместе с ними несколько печений с вареньем. Потом подруга Катя разожгла камин, и мы начали интервью.
– Как ты начал кататься на лыжах?
– Когда мне было два года, мой папа, горнолыжный инструктор, поставил меня на лыжи и многому меня научил. Но у меня в голове были только прыжки. Короче, с 8 до 16 лет я катал могул и занимался лыжной акробатикой в горнолыжной секции Ла-Клюзы, ориентированной на фристайл старой школы. Однако особой радости это мне не доставляло.
– Кого из своих тренеров ты мог бы выделить?
– Первым был Томас Булдуар (Thomas Bouldouar), потом сменилось много других тренеров, пока не появился Фабьен Катанео (Fabien Cattaneo), который работал со мной до тех пор, пока я не закончил выступать в могуле. Фабьен – супер-тренер, настоящий мужик, он мне всегда давал дельные советы. Он нас все время заставлял пахать, что в принципе было очень полезно. Современная молодежь не хочет ничего делать, кроме чистого фристайла новой школы, и поэтому часто оказывается в пролете, потому что не хватает прочного фундамента. Ведь, помимо прыжков, существует и лыжная школа. Мне крупно повезло, что в Ла-Клюза были тренеры, которые учили нас фрирайду (катанию вне трасс). Мы освоили прыжки с трамплинов на целинных склонах горного массива Бальм (Balme) в окрестностях Ла-Клюза и, думаю, это многому нас научило. По сравнению с классическими горнолыжниками, которые тренировались на бетонно-снежных трассах, мы занимались реальными лыжами.
СПРАВКА МВ:
Кандид Товекс родился 22 мая 1982 г. в Ла-Клюза, Франция. Известнейший райдер, один из родоначальников фристайла новой школы, автор множества сенсационных фильмов с собственным участием. Мировую славу ему принес 37-метровый прыжок через знаменитый овраг Chad’s Gap глубиной 12 м в Алта, штат Юта, США.
– Я выступал на Кубке Франции по могулу и добивался неплохих результатов, но тут появился сноуборд со своим новым стилем, всякими «грэбами» (захватами доски рукой – прим. ред.), что изменило мои взгляды. Короче, продолжая участвовать в соревнованиях по могулу, я начал изобретать свой фристайл. В то время я катался с такими лыжниками как Азиз Бенкрич и Баптист Коломб-Паттон. Мы старались имитировать стиль катания местных сноубордеров, таких как, Мик Журдан. Вскоре я завязал с могулом и начал работать в команде Max Circus Dynastar, с которой занимался известный тренер Рафаэль Моно. Поскольку до этого я уже был в команде Dynastar по могулу, то переход произошел достаточно легко. Max Circus оказался лыжным шоу в свободном стиле, где впервые стали использовать «биг эйр» – большой трамплин для зрелищных прыжков. Я познакомился с Лионелем Ашеми, Герленом Чичеритом, Брюнбрюном (Дэвидом Брюном), Мишо (Себом Мичаудом). Я был самым младшим среди них.
В это время в шведском Риксгранцене проходили первые международные соревнования по фристайлу новой школы. Туда приехали такие люди, как Жюльен Ренье и Давид Бувье, который в итоге выиграл соревнования, а еще канадцы Дж. Ф. Кюссон, Дж. П. Оклер и Винсент Дорион. Это были первые соревнования, на которых я понял, что есть еще и другие лыжники, катающиеся в том же стиле, что и мы. И это было только начало. Там же я познакомился с видеопродюсером Лионелем Геином, который приехал снимать соревнования сноубордеров. В то время лыжники его не интересовали. Но потом я поехал в летние лагеря Швейцарии и Австрии, где в то время тренировались знаменитые сноубордеры Лорен Гуган, Николя Баше, Тони Росс, Симон Фавье, Джонас Эмери, Терье Хааконсен и Микки Альбин, и мне захотелось прыгать еще выше и дальше, придумывать новые трюки. Именно там я снова встретился с Лионелем, и он начал снимать меня для будущих лыжных фильмов.
– А почему ты не перешел на сноуборд?
– Потому что сначала у нас все катались на досках с жесткими ботинками и креплениями, а они мне совсем не нравились. И я решил остаться на лыжах. Позднее, когда появились доски с мягкими ботинками и креплениями, и мне такое катание понравилось. К тому же в Словении я так поранил палец, что даже не мог держать лыжную палку. В итоге я катался на сноуборде больше двух месяцев.
– Как ты совмещаешь учебу со спортом?
– Когда я начал работать, пришлось закончить с учебой.
– Расскажи поподробнее, что было между соревнованиями в Риксгранцене и твоими первыми летними лагерями?
– Я выступал на X-Games–1999, мне тогда было всего 17 лет. Выиграл Дж. Ф. Кюссон, а я занял четвертое место. В это же время я начал сниматься у фирм по производству видео Matchstick и Poor Boys. Я быстро подписался на съемки в Крестед Бютте, Колорадо. Там же во время съемок я впервые выполнил прямой прыжок через «Чэдз Гэп». Вскоре после возвращения во Францию я уехал в канадский Уистлер, где и провел лето. В 2000 году я выиграл соревнования на «биг эйре» — сначала на Gravity Games, а потом на X-Games – после чего снимался для фильма Nuits de la Glisse, где порвал крестообразную связку на левом колене. Это было совершенно некстати, потому как я здорово начал сезон и находился в отличной форме. Короче, после всего этого бардака с операцией, восстановлением и прочим, я поехал по приглашению фирмы Quiksilver в турне по Австралии, Японии и Новой Зеландии.
– Расскажи об этой поездке с Quiksilver.
– Я поехал прежде всего на австралийские X-Games – немного на пляже поваляться, выступить на австралийских соревнованиях Quik Cup и на скейтборде покататься. В этом и прелесть поездок с Quiksilver – можно успеть позаниматься разными вещами. Мы ведь ездим не только на лыжах кататься. Заехали Японию, выступили на Core Games и поучаствовали в рекламном туре. Я был там в компании с Келли Слейтером и Томом Кэрроллом — выдающимися американскими серферами. Да уж, поездил я немало.
– Когда ты начал сниматься Лионелем?
– В 2000 году, как раз после того, как я выиграл Gravity Games и X-Games, мы поехали с ним в США снимать ролик для Dynastar. Недели через три после возвращения в Европу у нас оказалась целая куча видеоматериалов, и мы подумали: а почему бы не сделать фильм. Так родилась идея создать Rastafaride 1.
– Как родилась идея организовать проект Candide Invitational?
– Эта идея появилась у меня, Ксавье Меньена и Алексиса Бонгарда – директора Офиса по туризму курорта Ла-Клюза. Мы хотели провести мероприятие в легендарном Бальме. Мы всегда там катались, еще с детских лет, и поэтому идея оформилась легко. Мы хотели провести первое мероприятие по слоупстайл бэккантри, используя естественные склоны Бальма. Это задумывалось как фотосессия, а не как битва, в которой каждый лыжник доказывает, что он лучше других. К тому же можно было видеть, как ратрак готовит чумовую трассу слоупстайла. По жизни мы всегда готовили трамплины только с помощью лопаты и использовали природные особенности местных склонов, полагаясь больше на интуицию, чем на расчеты. А тут появилась возможность использовать ратрак, как в обычном сноупарке, и делать фигуры гораздо больше!
Проект поддержали мэрия, фирма SATELC, владеющая подъемниками, спортклуб, и отдел по туризму Бальма. Навалились всем миром, включая родных и близких, и все успели за два месяца. Разные организации участвовали в проекте потому, что приехала куча народу, это было интересно средствам массовой информации и привлекло рекламу. Поскольку мы получили хорошую прессу, курорт решил сделать мероприятие ежегодным. В результате Бальм стал настоящей меккой фрирайда.
– Много ли приезжает иностранцев?
– Да, все больше и больше. В основном лыжники, но есть и сноубордеры. Я надеюсь, что в будущем году их будет еще больше. Я считаю, что лыжный фристайл существует исключительно благодаря сноуборду. В суперпарке рядом с курортом Mammoth в США тоже проводят бэккантри-меропритие, но отличие нашего проекта в том, что к нам люди приезжают по приглашениям и мы объединяем лыжников со сноубордерами. И это в своем роде уникальное событие.
– То есть у тебя нет злобищи против сноубордеров, которые все время клевали лыжников?
– Я могу понять, почему сноубордеры так себя вели вначале истории сноубординга. Это было связано с различными ограничениями и запретами со стороны лыжников. Но я не упертый фанат. Меня торкает и то, и другое. А еще я катаюсь на скейте. Для меня все это — фристайл. Это все один и тот же мир.
– Кто отвечает за подготовку трамплинов?
– В начале я лично придумывал, где что будет стоять. Хотя, надо добавить, что я всегда занимался этим вместе с Фабьеном Гаттанео. Потом мы все это перенесли в компьютер и продолжали «шейповать» вместе с Фабьеном и огромным количеством волонтеров. Я бы хотел подчеркнуть, что проект был успешным благодаря активному участию волонтеров. Это огромная работа, целый месяц в полном угаре. За машины заплатили мэрия и SATELC. Водителем ратрака с самого начала был Жиль Фавр, к которому потом присоединился Николя Мардюэль. Вся трасса была сделана благодаря напряженной работе двух наших «шейперов» на гусеничном ходу. То, что они делают – это просто чумовая работа.
– Является ли проект коммерчески выгодным?
– Это никогда не было нашей целью, однако с каждым годом наш уникальный проект рос-рос и стал привлекать все больше спонсоров, что в конечном счете и привело к коммерческому успеху. Именно поэтому проект должен выглядеть профессионально. Мы достигли такой стадии, когда размер имеет большое значение. Не надо забывать, что это также способ пропагандирования спорта, поскольку это позволяет увидеть красивые полеты на фоне красивых гор.
Соревнования не особо сильно меня интересуют. Мне всегда больше нравилось изобретать какие-нибудь трюки. Однако я осознаю, что соревнования – это важный момент в жизни каждого спортсмена. Мне потребовалось два года, чтобы вернуться к тому уровню, который был у меня до травмы колена. После этого я снимался в фильме French Toast), потом выиграл X-Games, и бац – когда в июле мы снимались в пайпе в Дьяблере я снова грохнул колено. Это был самый первый прыжок, утром, часов около девяти. Во время прыжка я далеко улетел от стенки пайпа и приземлился на плоское дно. Высота пайпа пять метров, да плюс я вылетел метра на три, выходит, что с восьми метров я пришелся на плоскость, естественно, на лед. Фигак, и колено вдребезги. Все заново по старой схеме: операция, восстановление и так далее, прыгать я начал в феврале-марте 2004 года.
– Как развивались твои отношения со спонсорами?
– С 15 лет я катался за Quiksilver. Это было еще во времена «Макс Серкус», мы снимались для фильма «Ночи скольжения» (Nuits de la Glisse) в Куршевеле, Шамони и в Швейцарии с командой Dynastar. После моего успешного выступления на X-Games-2000 я подписал контракт с очками Quik Eyewear. Что касается лыж, то с 2002-го года я катался на Salomon, с 2004-го – на Rossignol.
Нужно чтобы лыжи продолжали оставаться для меня удовольствием. В принципе, моя работа – кататься на лыжах. Все определяется временем, которое нужно мне, чтобы нормально дышать, чтобы быть в состоянии сконцентрироваться, чтобы кататься, чтобы у меня была личная жизнь. Может быть, это трудно понять, но мне нужна пауза, потому что меня постоянно дергают в разные стороны. Когда у тебя полно забот, ты даже думать о катании не можешь. Теперь я надеюсь, что планирование моей жизни изменится, и это позволит мне чувствовать себя уверенно для участия в соревнованиях. Что касается соревнований вообще, то я считаю, что я немало в них участвовал еще до того, как началась моя профессиональная карьера, а сейчас мне интереснее заниматься видео и фотосъемкой.
– Как ты справляешься с тяжким бременем славы?
– Какие планы на будущее?
Конечно, я думаю о будущем, потому что я не собираюсь кататься на лыжах всю свою жизнь. Но даже для того, чтобы спокойно размышлять об этом, мне нужно время.
Источник: http://www.twintip.ru. Опубликовано в 2005 году.
КАНДИД ТОВЕКС В РОССИИ. ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА FEW WORDS В МОСКВЕ И ПИТЕРЕ
Кандиду предстояли 14-я и 15-я премьеры его фильма Few Words – почти все предыдущие шли одна за другой в течение месяца. Было ясно, что он порядком устал. Однако в разговоре по телефону с офисом Quiksilver на вопрос, стоит ли ограничиться просто спокойным ужином после московской премьеры, он запротестовал: «Нет-нет! Что вы? Я слышал, что в России самые крутые вечеринки! Я хочу тусоваться!!!» Забегая вперед, скажем, что ни одну вечеринку в России он запомнить не смог.
Еще вчера была премьера в Лондоне, сегодня — уже в Москве. Прилетев за 3 часа до начала фильма, Кандид еле успевает, приезжает практически прямо к кинотеатру, где его уже встречают сотни людей. Кто-то специально приехал из Грузии, чтобы увидеть своего кумира, кто-то узнал о премьере в последний момент и пришел на авось в надежде посмотреть фильм про человека, в корне изменившего мир горных лыж. «Понимаете, — говорит один из посетителей, — сказать, что он мой кумир — это ничего не сказать!». Кандида обступают со всех сторон в надежде получить автограф, а он, в свою очередь, старается уделить внимание каждому. «Так много людей! — удивляется Кандид, подписывая очередной плакат, — это так удивительно и так приятно!»
Кинотеатр «Октябрь», полный зал. Второй по вместительности зал премьерного тура после Парижа, столицы родины Кандида. И полный зал аплодирует одобрительно свистит всякий раз, когда на экране происходит очередное чудо. Надо сказать, что Few Words — не привычный для нашей аудитории лыжный фильм. Это не видеоряд с нарезкой трюков (хотя невероятно красивые кадры с катанием там тоже есть), а история одного человека, рассказанная его близкими и друзьями, многие из них — известные лыжники и сноубордисты, каждый из которых сделал немалый вклад в развитие экшн-спорта. Фильм изящно совмещает старые кадры с X-Games, Candide Invitational, кадры из старых лыжных видео, любительские съемки и зрелищные проезды, которые Кандид и группа операторов снимала на камеру RED два года в разных горах планеты.
Кандид — скромный парень, совершенно не привыкший, что о нем много говорят. Поэтому когда в фильме начинается часть с документальными историями, он обычно уходит из зала, чтобы не слушать рассказы о себе самом. Когда общаешься с ним, совершенно нет ощущения, что перед тобой стоит настоящий герой своего времени, человек, совершивший переворот в своем спорте, настоящая звезда и кумир как минимум двух поколений. Ему интересны люди вокруг, и он открыто общается со всеми, кто завязывает с ним разговор. Этот 30-летний француз может вести себя как 16-летний мальчишка, дурачась и танцуя калинку-малинку на вокзале.
Уже на следующий день — премьера в Петербурге. Задача сесть в Сапсан после жаркой вечеринки выполнена успешно, и вот уже в холле кинотеатра «Аврора» вовсю кипит автограф-сессия. Сноубордисты тоже здесь, выражают свое уважение человеку, который один из первых начал исполнять сноубордические трюки на лыжах. Кандид говорит, что хотел бы, чтобы в этом фильме было больше сказано про бордеров, поскольку именно им он обязан своим стилем катания.
– Жалко, я не успел дать автограф всем, кто хотел, – говорит после премьеры Кандид, – когда я вижу, что люди от меня чего-то хотят, я не могу им отказать!
– Но ты же знаешь, что ты бы мог подписывать эти плакаты бесконечно, если бы тебя не забрали на сцену.
– Да, тогда бы у меня окончательно отсохла бы правая рука!
После всех премьер, тусовок и ознакомительных прогулок по Питеру, Кандид понимает, что выжат как лимон и принимает решение менять обратный билет, чтобы лететь прямо к побережью океана. Неважно, куда. Дубай? Почему бы и нет. Главное — впереди 4 дня релаксации и долгожданного одиночества. А потом — снова дела, интервью, планирование сезона и новые премьеры — но уже на других материках.
Фильм «Few Words»появится на ITunes после всего премьерного тура, который сейчас идет по Канаде и Америке.
Источник: http://www.rasc.ru. Опубликовано в 2012 г.