На российском туристическом рынке появились сервисы, позволяющие туристам «выбить» компенсации от авиакомпаний за задержки и отмены рейсов. При этом основным объектом претензий выступают зарубежные перевозчики, так как по российским законам компенсации пока слишком малы, и заниматься ими просто нет смысла.
Согласно Монреальской конвенции, которая устанавливает правила международных воздушных перевозок, принятой в 1999 году и ратифицированной в 120 государствах, в число которых Россия пока не входит, в случае задержки рейса, пассажир имеет право на компенсацию в размере от 250 до 600 евро при задержке рейса от 3 часов или отмене рейса, а также овербукинге и отказе в посадке.
Россия может присоединиться к конвенции весной 2017 года.
Пока же в России действует Воздушный кодекс, согласно которому ответственность авиакомпании за ущерб из-за задержки рейса составляет 25% от МРОТ (МРОТ сейчас равен 1500 рублей) за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета на пассажира, и в реальности оборачивается смехотворными суммами.
Как показывает практика, большинство туристов не знают о своем праве получить компенсацию, хотя количество авиапассажиров, попадающих в зону риска, велико.
«Согласно данным Евростата более 900 млн пассажиров ежегодно совершает перелет в воздушной зоне ЕС, и этот показатель растет из года в год. Из этих 900 млн пассажиров на получение компенсации за отмену/задержку рейса или отказ в посадке могут претендовать от 0.75 до 1 процента.
Таким образом, при средней компенсации на человека в 400 евро (от 250 до 600), ежегодно долго выплачиваться почти 3 млрд евро, а реально выплачивается около 200 млн евро», – уточняют специалисты.
В настоящее время на российском «поле» выплаты компенсаций действуют ресурсы Сompensair, AirHelp и Kupibilet.ru.