В МОСКВЕ ТВОРИТСЯ ВОЛШЕБСТВО!

29 ноября 2019 в 19:00, просмотров: 800

ГлавУпДК ПРИ МИД РОССИИ ЗАВЕРШИЛО РЕСТАВРАЦИЮ ОСОБНЯКА И.А. МИНДОВСКОГО НА ПОВАРСКОЙ.

Историческая Москва, в буквальном смысле, обрела второе дыхание. Самые известные старинные особняки в центре города возрождаются каждой своей архитектурно-шедевральной клеточкой и обретают первозданный вид совместными усилиями историков, реставраторов, архитекторов, химиков, технологов и других уникальных специалистов своего дела, объединенных ГлавУпДК при МИД РФ, которому удается находить колоссальные средства на доскональную кропотливейшую реставрацию, не упускающую даже мельчайших исторических деталей. 

Автор: Елена ШПИЗ

Вслед за чарующим «Лавандовым дворцом», известным как особняк купцов Коробковых на Пятницкой, 33, работы «короля московского модерна» Льва Кекушева и его же знаменитого замка на Остоженке, 21, на фасад которого вернули «фирменного» кекушевского льва, а также эклектичной усадьбой Г.А. Каратаевой-И.В.Морозова в Леонтьевском переулке, 10, построенной в 1883 г. Александром Каминским, Федором Шехтелем и Адольфом Эрихсоном, был возрожден еще один архитектурный шедевр Льва Кекушева – особняк И.А. Миндовского на углу Скарятинского и Поварской, построенный в 1903-1904 г.

Этот впечатляющее здание в стиле модерн Кекушев строил, не ограничивая собственных фантазий, полностью отдавшись во власть той самой Музы, которая в итоге воцарилась над арками второго этажа вместе с симпатичными мальчиками-путти, олицетворяющими искусство, науки, ремесла и прочее творчество во всей его детской освобожденности от всяческих ограничений и цензурных пут.

Особняк И.А. Миндовского – чистейший образец столичного модерна, ставший идеальным хрестоматийным образцом для большинства тематических книг и публикаций, посвященных архитектурным памятникам Москвы.

В 1903 году на месте особняка находилась старая дворянская усадьба Волчкова, выкупленная Московским торгово-строительным акционерным обществом Якова Рекка для строительства «под ключ». Территорию в итоге разделили на две части, а в 1904 г. Кекушев построил там две новые усадьбы на углах Поварской с прилегающими переулками. Любопытно, что при схожей внешней стилистике, особняки оказались совершенно разными, а потому могли удовлетворить самые разные вкусы будущих хозяев. В итоге особняк на Поварской, 44, приобел крупный верхневолжский фабрикант И.А. Миндовский.

Учитывая угловое расположение особняка, неудивительно, что особое внимание сразу привлекают фасады, каждый из которых, в буквальном смысле, имеет свое лицо, гармонично отличающееся от других. При этом центральный фасад, выходящий на Поварскую, вдохновляет даже печально бредущих по осени пешеходов, чей взгляд вдруг останавливается на роскошном трехчастным окне с балконом, увитом цветами и листьями мака.

А над балконом красуется  полукруглое скульптурное панно с фигурками увлеченных творчеством детей под арочным аттиком. Именно над этим аттиком теперь возвышается фигура Музы Живописи, которую долгое время называли Авророй – римской богиней утренней зари.  

Особое пространство в этом особняке – остекленный полукругом зимний сад. Изначально стекла отличались характерным модернистским орнаментом, выполненным в технике кислотного травления, и несмотря на то, что большинство из них было утрачено в войну, несколько исторических стекол все-таки осталось, и, считается, что данная деталь отделки уникальна, и более нигде не встречается.

Вход в особняк с заднего двора отличают ворота со створками в виде крыльев бабочки, освещаемых светильниками в виде жуков-светлячков. 

А интригующая голова лошади на фронтоне напоминает о прежнем расположении конюшни. Ныне же в этом помещении находится гараж.

Интерьеры особняка отличаются полным отсутствием темных коридоров. Просторные помещения с большими окнами всегда наполнены воздухом и светом, проникающим и через роскошные витражи столовой, вестибюля и большой двухмаршевой лестницы, ставшей главным элементом организации внутреннего пространства, в котором, в отличие от внешнего, модерн переплелся с элементами классицизма.

Огромный лестничный витраж интригует растительным орнаментом, благодаря цветовой гамме которого помещение в любую погоду наполняется радостью солнечного дня. Средняя и верхняя части витража являются подлинными, а утраченная нижняя часть была воссоздана в наше время, и поистине может считаться гордостью сегодняшних художников и реставраторов, как и великолепный витраж, выходящий на балкон второго этажа.

Марши и перила парадной лестницы выполнены из натурального мрамора золотисто-коричневого цвета. Кстати говоря, особняк Миндовского не остался без коронного «автографа» Кекушева в виде льва. На сей раз архитектор оставил его в виде львиных масок, украшающих ограждение парадной лестницы.

Все внутренние помещения решены в разных стилях, что превращает экскурсию по особняку в интереснейшее эстетическое путешествие. Подобное разнообразие могло удовлетворить вкусы любого покупателя, и тем не менее первый владелец у особняка появился далеко не сразу. Только в 1908 году его купил верхневолжский фабрикант Иван Александрович Миндовский, совладелец «Товарищества Волжской мануфактуры». Однако в 1912 году он умер, оставив особняк детям. А в 1918 году здание было национализировано. В 1924 году там разместилась Шведская миссия, затем резиденция шведского посла в СССР, а с 1972 года  посольство Новой Зеландии, занимающее его и сейчас. Причем на время реставрации сотрудники посольства покинули особняк, однако, по словам начальника ГлавУпДК Сергея Макарова, после завершения работ они вернуться в «родные» московские пенаты.

Начальник ГлавУпДК С.Ю. Макаров рассказывает журналистам, которые пришли на открытие возрожденного особняка Льва Кекушева на Поварской, 44, об удивительных открытиях в процессе реставрации и возвращении на фасад знаменитой 3-х метровой Музы.

За более чем столетнюю историю особняка серьезной реставрации он подвергался лишь однажды, в 1998 году, но тогда работы коснулись лишь фасадов (на реставрацию интерьеров не хватило средств). Химики и технологи сумели установить подлинный цвет внешних стен особняка, и из желтого он был перекрашен в серо-голубой. Интерьеры же здания были полностью восстановлены только сейчас. Удалось полностью восстановить неповторимые кекушевские элементы – уникальный витраж в столовой с играющим на свирели Паном, пострадавший и закрытый глухой стеной еще сто лет назад, полностью утраченный балкон, зимний сад, потолочную лепнину, роскошный плафон потолка с точечным освещением, авторский наборный паркет.

Любопытно, что Миндовского при покупке дома смутила женщина с закрытыми глазами на внутренней стороне дома. При этом фасад со стороны Поварской улицы украшало точно такое же женское лицо, но с открытыми глазами. К счастью, дочь купца Ираида пояснила, что суть данной творческой находки проста: с одной стороны – общественная жизнь, соответственно, с открытыми глазами, а с другой – частная, то есть, напротив того, с закрытыми…

Начальник ГлавУпДК Сергей Макаров рассказал всю историю восстановления особняка, уделив особое внимание истории возвращения на фасад трехметровой Музы Живописи, которое можно считать настоящим чудом (как и возращение льва на фасад замка на Остоженке, 10), потому как не только сама скульптура, но и все сведения о ней, считались безвозвратно утерянными еще в 1920-х гг.

Макаров уточнил, что реставрация продолжалась 2,5 года, и за время проведения работ произошли удивительные открытия: за глухой стеной был обнаружен и полностью отреставрирован сказочно красивый витраж столовой, кроме того, удалось расчистить и воссоздать витражи главной лестницы и вестибюля, и даже восстановить уникальную чугунную отопительную систему 1903 года, скрытую в стене. Были полностью отреставрированы каминные трубы, кованый навес над служебным входом северного фасада, своды «Монье», мраморная арка главного входа под воссозданным балконом. Как рассказал Макаров, по результатам историко-культурных исследований и  изучения архивных материалов (фотографий, справок, чертежей,  сохранившихся образцов) в особняке была полностью восстановлена оригинальная планировка начала XX века. А во время вскрытия потолков и снятия поздней отделки обнаружилась и была полностью воссоздана потолочная лепнина, выполненная в особом стиле для каждого зала. Кроме того, удалось воссоздать историческое внутреннее освещение: люстры над главной лестницей, многочисленные бра, светильники, жирандоли у главного входа. «Разные люстры в каждом помещении полностью соответствуют чертежам, которые были найдены архитекторами», – уточнил руководитель ГлавУпДК Сергей Макаров.

Кроме того, в зимнем саду удалось восстановить авторский дубовый паркет по сохранившемуся историческому фрагменту, а за слоями штукатурки, краски и обоев были обнаружены подвесной металлический потолок с замысловатым орнаментом и отделка стен из голубой глазурованной плитки.  Автор проекта реставрации особняка, заслуженный архитектор России Борис Могинов предположил, что прежде в саду находились пальмы и цветущие плодовые деревья в кадках, характерные для богатых московских особняков конца XIX – начала XX века.

Благодаря реставрации обрели новую жизнь античные скульптурные барельефы, единственный в своем роде камин из оникса в столовой, центральное живописное панно с характерным для модерна сюжетом.

Реставраторы применяли метод графических построений с использованием архивных материалов, проводили дополненные исследования.

«В общей сложности на реставрацию особняка на Поварской ушло порядка 350 млн рублей», – уточнил руководитель ГлавУпДК.

Вполне возможно, что у сторонних посетителей все-таки появится возможность увидеть всю эту красоту в Дни исторического и культурного наследия в рамках «Посольской» программы, когда разрешается посещать все закрытые в обычное время памятники архитектуры, в том числе посольства.

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:

Оставить комментарий
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отмена

Оставить комментарий

Average rating:  
 0 reviews
ad