КОРИНФСКИЙ КАНАЛ  – САМЫЙ УЗКИЙ В МИРЕ

10 июня 2018 в 14:43, просмотров: 2183

ЕЩЕ ОДНО ГРЕЧЕСКОЕ ЧУДО

Далеко не каждый корабль отважится проплыть через узехонький Коринфский канал в Греции, соединяющий Эгейское море с Ионическим. Ширина пролива всего 21 метр!  С виду канал напоминает каньон с высоченными известняковыми стенами, достигающими 76 метров. Во избежание аварий, даже небольшие корабли проплывают тут в сопровождении специальных катеров.

В древности, ради того, чтобы избежать опасного плавания вокруг Пелопоннеса, через Коринфский (или Истмийский) перешеек, соединяющий материковую Грецию с полуостровом,  тянули корабли прямо по суше (!) – с помощью каменной дороги, покрытой смазанными жиром досками. Посему находящийся поблизости город Коринф был весьма богат, ибо во время переправок там останавливались владельцы судов и купцы, вынужденные платить внушительные портовые пошлины, исправно пополняющие местную казну. 

Строительство канала началось еще в начале VII века до нашей эры, однако открылся он лишь в 1893 году, позволив судам, ранее вынужденным огибать Пелопоннес, сократить путь аж на 400 км.

Изначально строить канал намеревался правитель Коринфа тиран Периандр, которого Диоген внес в список «Семи мудрецов Древней Греции» вместо малоизвестного Мисона. Однако впоследствии Периандр от своих планов отказался, опасаясь затопления земель. Кроме того, оракул жрицы Пифии в Дельфах провозгласил: «Не снабжай перешейка башней, и не прорывай его». Впрочем имелись подозрения, что оракул был посланцем жрецов коринфских храмов, не одобрявших строительство канала, ибо открытие судоходства могло лишить их щедрых жертвоприношений богачей, избавленных от необходимости задерживаться в Коринфе на время сухопутных переправок своих кораблей.

Акрополь древнего Коринфа

В 146 году до нашей эры Коринф был полностью разрушен. Римляне под предводительством консула Луция Муммия захватили город и сравняли его с землей, ознаменовав тем самым победу в войне с Ахейской лигой, объединившей греческие города-государства. После этого Коринф больше века лежал в руинах. Лишь в 44 году до нашей эры Юлий Цезарь не только восстановил город, но и вернул ему былое благоденствие. Римский Коринф славился богатством и вольготным образом жизни. Дважды – в 51-м и 52-м годах – в городе останавливался апостол Павел, который провел там 18 месяцев, пытаясь наставить местных жителей на путь истинный. Однако ни одно из двух его посланий, полных укоров и увещеваний, не встретило понимания у горожан. 

Некоторые историки именно эти объясняют драматичную судьбу Коринфа, который неоднократно сжигали в войнах и трижды разрушали землетрясения – в 321, 521 и 1858 годах.

Из римских императоров Юлий Цезарь был первым, кто озадачился строительством Коринфского канала. Впоследствии той же идеей задавались Калигула и Нерон, который предпринял попытку в 67 году нашей эры, однако ничего не вышло, потому как диктатору пришлось подавлять восстание в Риме, а потом он умер. Новый же властитель не пожелал продолжить дорогостоящий проект. 

После землетрясения в 521 году Коринф восстановился только в византийскую эпоху – 5 веков спустя. Однако после четвертого крестового похода Коринф оказался в составе Ахейского княжества (государства крестоносцев). В 1458 году город завоевали османы. Избавиться же от ига грекам удалось лишь в результате войны за независимость (1821-1832 г.). 

Любопытно, что первый президент Греции Иоаннис Каподистрия, который находился у власти с 1827—1831 годы, планировал строить канал, но не успел – был жестоко убит. Лишь в ноябре 1869 года греческое правительство вернулось к этому вопросу, но строительство Коринфского канала началось только в 1882 году, причем выбранная линия совпала с маршрутом инженеров Нерона. 

Сначала проектом занимался французский дипломат Фердинанд Мари виконт де Лессепси – руководитель строительства Суэцкого канала. Однако из-за недостатка финансирования работы прекратились. К счастью греческая компания во главе с филантропом Андреасом Сингру подхватила проект и в рекордные сроки закончила строительство  в 1893 году. В общей сложности за 10 лет работ пришлось вырыть 930 000 м³ земли и камня. 

Однако во время Второй мировой войны греки едва не лишились Коринфского канала. Он был завален грунтом, обломками взорванного моста, минами, остатками техники, товарного поезда и затопленных судов. Восстановительными работами занимались американские предприятия при поддержке инженерных войск США.  На расчистку ушло 8 месяцев. В июле 1948 года канал был открыли для судов с малой осадкой, в сентябре — для всех.

В настоящее время через канал за год проходят порядка 15000 судов. Кроме того он пользуется огромной популярностью в качестве аттракциона. Причем как для пассажиров туристического катера, так и для зевак, которые обожают наблюдать за протискиванием внушительных судов. 

В настоящее время над Коринфским каналом проложено три автомобильных моста и один железнодорожный. Кроме того, у выходов из канала имеется еще два погружных гидравлических моста, которые уходят под воду, когда проходят суда.  

Со стороны Эгейского моря находится диспетчерская Коринфского канала, которая регулируют реверсивное движение и собирают оплату с проходящих судов. Что характерно, в пересчете на километр Коринфский канал — самый дорогой в мире!

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ: 

Оставить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Оставить отзыв

МИР ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Average rating:  
 0 reviews
ad