«ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ» ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

26 марта 2015 в 18:44, просмотров 5683

«НЕЗРИМАЯ КРАСОТА» СТРАННЫХ ЗДАНИЙ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ…

к - 1

Монастырь Сент-Мари де ла Туретт

Автор: Татьяна МОРОЗОВА, архитектор

Все мы очень разные. Это понятно. Ктото любит яркое, кто-то – жаркое. Кто-то современный аскетичный минимализм, а кто-то впадает в экстаз от винтажных штучек. Но в моей голове никогда не укладывалось, как можно не любить Ле Корбюзье? Вернее его постройки. Оказывается, еще как можно!

к - 2

 

Маршрут для вдохновения

В марте прошлого года мы с друзьями в очередной раз собрались в прекрасную Францию, в горы –  покататься на лыжах и просто отдохнуть. Компания проверенная, по большей части друзья-архитекторы. Или просто друзья. Самое начало весны – как раз то, что нужно.  У нас еще пурга и зима, а в Европе цветочки цветут, птички, солнышко. Однако по дороге в горы мы решили остановиться на ночь в Лионе, а потом зарулить в городок Туретт –  посмотреть на последнюю постройку знаменитого Ле Корбюзье – Монастырь Сент-Мари де ла Туретт.

к -3

   к - 4  

Честная идея Ле Корбюзье

Надо сказать, что Ле Корбюзье для меня –  апологет конструктивизма. А я склонна рассматривать конструктивизм как объективное познание сущности вещи, а не как один из стилей в ряду других. Идеология его проста – во главу угла ставится честность. Честность идеи, конструкции, материала. При этом форма не является самоцелью, она осмысляется в контексте поставленной задачи. Тот предмет считается красивым, который не скрывает, не декорирует  свое строение и предназначение, а афиширует эти качества.

к - 5

к - 7

к - 8Словом, не поклониться последнему творению мастера было грешно. И, забив координаты, мы рассчитывали через полчаса быть в Туретте, который находится всего в 25 км к северо-западу от Лиона. Однако, чем ближе мы были к цели, тем сомнительней становилась правота навигатора. И тем прекраснее пейзажи за окном. В какой-то момент мы  решили, что уже совсем заблудились и стали прорываться по тропинкам между плетеными заборами, козами и стогами сена. И вдруг перед нами открылся он – Монастырь Сент-Мари де ла Туретт! Очень внезапно. Позже я поняла, что пеший путь, когда ты подходишь снизу, предполагает более детальный обзор.  Панорама открывается медленно и правильно. Мы же подъехали на машине, причем с заднего фасада…

Монастырь Сент-Мари де ла Туретт.

Этот последний грандиозный проект великого Ле Корбюзье из стекла и бетона был построен в 1954-1961 годах, когда братья-доминиканцы решили обосноваться неподалеку от Лиона. Сам настоятель Мари-Ален Кутюрье – французский доминиканский монах и католический священник, получивший известность как дизайнер по витражам,  был лично знаком с Ле Корбюзье, восхищался его постройками и мировоззренческой стороной архитектуры. Поэтому вопрос о выборе архитектора не стоял.

к - 9

Монастырь де ла Туретт, построенный в традиционном для Ле Корбюзье стиле конструктивизма, является и ныне действующим и внесен правительством Франции в качестве кандидата в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Огромное серое брутальное здание монастыря издалека кажется подвешенным между небом и землей. Бетонная конструкция поставлена на сваи-ходули (фирменный прием архитектора) и группируется вокруг внутреннего двора, как  и подобает традиционному монастырю.

к - 10

Нотр Дам дю О — еще один храм Ле Корбюзье

Помещения монастыря сознательно разделены архитектором на три уровня. На первом находятся столовые и хозяйственно-технические помещения; на втором – библиотеки, залы для занятий и исследований, комнаты отдыха и аудитории с выходами во внутренний двор; на третьем – кельи для монахов. Простые геометрические формы, почти без отделки, фантастические кривые арочные пролеты, как будто из марсианских хроник, нарочно открытые коммуникации, скупость в употреблении цвета и глобальная тишина вокруг – все это, казалось бы, должно повергнуть в депрессию. Но только не у Корбюзье, и только не во Франции… Благодаря гению архитектора и живописному рельефу, депрессия трансформируется в медитацию. В таком состоянии можно провести целый день¸ несколько дней…

к - 11

Еще одна церковь Ле Корбюзье — Saint Pierre, Firminy, Франция. Строительство завершено в 2006 году под руководством архитектора José Oubrerie

А дальше – горы, лыжи…

Однако у нас было всего 3 часа. Нас ждали горы. Впереди было заселение в снятое на время отдыха шале, закупка еды,  аренда лыж и бордов… Я ехала со счастливой мыслью, что миссия поездки выполнена.

Казалось бы, чего  еще желать? И тут слышу откровение: «Я бы не хотел жить в таком доме»… Это мой друг озвучил свою мысль по рации из соседней машины. Все то время, пока мы наслаждались творением Ле Корбюзье, он долго и молча ходил вместе со всеми, смотрел, фотографировал, думал… И вот – мнение сформировалось…

– Я бы не хотел жить в таком доме. Он мне не нравится.

– Но это же не дом, это – монастырь!

–  Все равно, не нравится. Здание такое серое холодное. Всюду штукатурка, бетон… НЕКРАСИВО! Когда будешь проектировать мне дом – ТАК делать на надо. В этом абсолютно невозможно жить!

В ответ цитирую Ле Корбюзье: «Быть современным — это не мода, это состояние. Каждый из нас должен принимать условия, в которых живет, и приспособление к ним — его долг, а не выбор…» 

P.S. А я вот что думаю. Если бы все мыслили одинаково, любили одинаковых женщин и мужчин, носили одинаковые одежды, ели одинаковую еду – было бы очень скучно.

к - 12

 Все же хорошо, что мы разные. Даже ценой нелюбви к Ле Корбюзье… А мой друг, между тем, сам сочиняет себе дом. И у него неплохо получается!

СПРАВКА МВ: 

Ле Корбюзье (1887г.—1965г.). Настоящее имя именитого французского архитектора швейцарского происхождения – Шарль Эдуард Жаннере-Гри. Ле Корбюзье – фамилия его матери, которую он взял в качестве псевдонима, подписывая свои статьи в философско-художественном журнале-обозрении «Эспри Нуво».

Ле Корбюзье был художником, дизайнером, создателем интернационального архитектурного стиля в духе модернизма. Одним из первых использовал в своих зданиях железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления фасадов, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку этажей. Ле Корбюзье считается одним из самых значимых и, вместе с тем, непонятых зодчих XX века. 

 «Пять отправных точек современной архитектуры» от Ле Корбюзье:

1. Столбы-опоры. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобождается место под жилыми помещениями — для сада или стоянки автомобиля.

2. Плоские крыши-террасы. Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней, Корбюзье предлагал устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.

3. Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими, внутреннее пространство полностью от них освобождается.

4. Ленточные окна. Благодаря каркасной конструкции окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.

5. Свободный фасад. Наружные стены могут при этом быть из любого материала – легкого, хрупкого или прозрачного – и принимать любые формы.

 Проекты Ле Корбюзье:

  •  Швейцарская вилла Фале 1905 года
  • Парижский Дом-ателье Озанфана 1922 год
  • Парижский выставочный Павильон «ЭСПРИ НУВО» 1924 года
  • Парижский дом-убежище Армии Спасения (1926 год)
  • Московский дом Центросоюза (1928-33)
  • Вилла Савой в Пуасси, Франция (1929-1931)
  • Дом Куручет в провинциальном  аргентинском городке Ла-Плате(1949)
  • Пенджабский Дворец Юстиции в Индии (1951-55)
  • Художественный музей в Японии, Токио (1957-59)
  • Последняя постройка Бостонский Карпентер-Центр Визуальных Искусств 1962 года
 
вилла саввой
Вилла Савой 1929-1931
Павильон "Эспри Нуво"  1924г.

Павильон «Эспри Нуво» 1924г.

дом Армии Спасения  1926г.

Дом Армии Спасения 1926г.

дом Центросоюза в Москве  1928-1933

Дом Центросоюза в Москве 1928-1933

Здание Ассамблеи . Чандигарх  — новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1962

Здание Ассамблеи. Чандигарх — новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1962

Национальный музей Искусства , Токио. 1957-1959

Национальный музей Искусства , Токио. 1957-1959

Национальный музей Искусства , Токио. 1957-1959

Национальный музей Искусства , Токио. 1957-1959

А это знаменитая «Дача-сарай» — любимое убежище Ле Корбюзье…
дача - сарай ле корбюзье

Собственная Дача-сарай Ле Корбюзье, ныне музей принадлежащий фонду Ле Корбюзье. Фото: corbusier.totalarch.com

 

 

 

 ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:

Оставить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отмена

Оставить комментарий

Average rating:  
 0 reviews